• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА № 5 от 03 декабря 2015 года

Председатель Совета – Ксения Александровна Лебедева, руководитель Хакасского УФАС России
Адреса местонахождения и проведения совета: Абакан, ул.Вяткина, 3, Хакасское УФАС России
Контактная информация (для получения дополнительной информации о деятельности советов):
8 (3902) 22 27 59

ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ

ПРИ ХАКАССКОМ  УФАС  РОССИИ

ПРОТОКОЛ  ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО  СОВЕТА

 

№5                                                                            от 03.12.2015

 

Председательствовал:                                                                          Лебедева К.А. – руководитель Хакасского УФАС России

 

Присутствовали:

Члены Общественно-консультативного Совета:

Адамян С.Б. - Президент Торгово-Промышленной Палаты

Республики Хакасия,

Послед В. М. - Председатель региональной общественной организации «Опора России»,

Халявина Е. Г. - Директор некоммерческой организации «Муниципальный фонд развития предпринимательства»,

Трусова О.В. - Директор некоммерческой организации «Фонд «Молодежный центр стратегических инициатив и проектов».

Жабарова М.С.  – по доверенности от председателя Хакасской региональной организации «Деловая Россия» Пермякова П.М.

 

Повестка дня:

  1. План работы Общественно-консультативного совета на 2016 год.

 

  1. О поправках в российское антимонопольное законодательство, принятых в рамках «четвертого антимонопольного пакета».

 

  1. Четверть века антимонопольного регулирования: мнения предпринимательского сообщества о работе Хакасского УФАС России.

 

Руководитель Хакасского УФАС России К.А.Лебедева:

- У нас деятельный Общественно-консультативный совет. Многие актуальные вопросы, которые  выносились на обсуждение, предлагали члены ОКСа. Обобщив предложения, поступившие от членов ОКСа, предлагаем в следующем году держать на контроле следующие темы: пассажирские перевозки, цены на продукты питания и стоимость топлива.

Возражений нет.

Мы должны определить кандидатуру сопредседателя Общественно-консультативного совета. Поступило предложение назначить председателя региональной общественной организации «Опора России» Валерия Михайловича Послед. Кто «против»? Все «за».

 

Руководитель Хакасского УФАС России К.А.Лебедева:

- Переходим ко второму вопросу повестки дня.  5 января 2016 года в силу вступает четвертый антимонопольный пакет.  Принятие этого документа должно способствовать совершенствованию регулирования, снижая необоснованные ограничения в тех сферах, где они препятствуют эффективному развитию рыночных отношений, и обеспечивая защиту конкуренции от проявлений монополистической деятельности.

Для развития конкуренции огромное значение имеет снятие излишних ограничений в предпринимательской деятельности.

Четвертый антимонопольный пакет предусматривает сужение сферы применения запрета к действиям хозяйствующих субъектов за счет исключения из-под установленных запретов действий, не оказывающих существенного негативного воздействия на состояние конкуренции на товарном рынке или на участников такого рынка.

Законопроект значительно сокращает случаи признания доминирующим положения хозсубъекта, занимающего небольшую долю товарного рынка,  не превышающую 35%, кроме коллективного доминирования, а также случаев, прямо указанных российским законодательством.

Антимонопольные запреты будут применяться, только если действия доминирующего на товарном рынке хозсубъекта приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к ущемлению интересов других хозсубъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Ущемление индивидуальных интересов физических лиц, не имеющее отношения к ограничению конкуренции и предпринимательской деятельности, должно защищаться законодательством о защите прав потребителей.

Но за полномочиями антимонопольных органов осталось рассмотрение за доминирующими на рынке хозсубъектами по вопросам, касающимся неопределенного круга лиц.

Четвертый антимонопольный пакет предусматривает сужение сферы применения Закона № 135-ФЗ к торгам частных компаний. Закон будет применяться только к торгам, проведение которых обязательно в соответствии с российским законодательством. Оспаривание торгов, проводимых по правилам гражданского законодательства частными компаниями, будет производиться в общегражданском порядке через суд.

Еще одна новация – нормы о заключении соглашений хозсубъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа по правилам контроля экономической концентрации. Может показаться, что это дополнительное обременение для хозсубъекта, однако это не так.

Закон вносит изменения в ст. 391 Закона № 135-ФЗ, расширяющие круг правонарушений, к которым может применяться институт предупреждения.

Учитывая положительный опыт применения указанного института в целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела п. 6 «дорожной карты» распространяет его на незначительные нарушения антимонопольного законодательства.

В обязательном порядке будут выдаваться предупреждения при выявлении злоупотребления доминирующим положением путем необоснованного установления различных цен на один и тот же товар, а также создания дискриминационных условий и в отдельных случаях недобросовестной конкуренции.

Кроме того, антимонопольный орган обязан направить предупреждения должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления при обнаружении признаков нарушения ст. 15 Закона № 135-ФЗ.

Своевременное исполнение предупреждения исключает возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Неисполнение предупреждения не исключает возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и применение механизмов антимонопольного принуждения, поэтому предлагаемое расширение института предупреждения не повлечет ухудшения положения лиц, обратившихся в антимонопольный орган за защитой.

Помимо развития института предупреждения, расширяется также сфера использования механизмов предостережения.

Так, четвертый антимонопольный пакет включает в число лиц, которым может быть направлено предостережение о недопустимости совершения действий (бездействия), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов.

Предостережение направляется должностному лицу органа власти за подписью руководителя или заместителя руководителя антимонопольного органа. Решение о его направлении принимается руководителем антимонопольного органа не позднее чем в течение 10 дней со дня, когда последнему стало известно о планируемых должностным лицом органа власти действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства. При этом предостережение должно содержать:

  • выводы о наличии оснований для его направления;
  • нормы антимонопольного законодательства, которые могут быть нарушены планируемыми действиями (бездействием) должностного лица органа власти.

Предостережение как мера предупреждения нарушений антимонопольного законодательства не имеет четко определенных правовых последствий своего неисполнения.

Это означает, что отказ должностного лица, которому оно направлено, воздержаться от совершения планируемых действий (бездействия) не может служить причиной ужесточения административной ответственности за совершенное правонарушение. Поэтому должностное лицо органа власти, совершившее нарушение антимонопольного законодательства, от которого его предостерегал антимонопольный орган, будет отвечать за такое правонарушение на общих основаниях.

Установлены антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые должно осуществляться только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. Исключения составляют лишь случаи создания унитарных предприятий  на основании федерального закона, акта Президента РФ или Правительства РФ.

Закон также вносит поправки в ст. 14.9 КоАП РФ о безальтернативном наказании в виде дисквалификации при повторном нарушении должностными лицами органов власти положений антимонопольного законодательства.

Также Закон № 135-ФЗ дополняется ст. 421, в которой в числе прочего детализирован порядок привлечения экспертов к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства, включая установление для участвующих в деле лиц права предлагать комиссии кандидатуры экспертов и экспертных организаций, а также круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта.

Перечисленные изменения помогут повысить качество рассмотрения дел, а также уменьшить количество дел о нарушении антимонопольного законодательства, которые в настоящее время обжалуются в арбитражных судах.

Есть вопросы? Нет. Спасибо за внимание.

 

Руководитель Хакасского УФАС России К.А.Лебедева:

- В этом году у службы знаменательная дата – 25-летие антимонопольного регулирования.

14 июля 1990 года был образован предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). В 1991 году был принят первый антимонопольный закон – Закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

22 сентября 1998 года Комитет был упразднен и образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

9 марта 2004 года в ходе административной реформы Министерство было упразднено, а его функции антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к новому ведомству - Федеральной антимонопольной службе.

В 2006 году был принят Закон о защите конкуренции, который работает и по сей день, а его эффективность и актуальность поддерживается пакетами поправок.

Антимонопольное регулирование в России идет эволюционным путем: совершенствуется законодательство, растет опыт правоприменения, благодаря целенаправленной антимонопольной политике изменяются производственные отношения в целых отраслях.

Хотелось бы выслушать мнение членов нашего ОКСа о деятельности Хакасского УФАС России.

 

Послед В. М., Председатель региональной общественной организации «Опора России»:

- Считаю Хакасское УФАС - одной из самой действенной организации в республике.  Позвольте вручить благодарность вашему коллективу. И еще вот такой необычный подарок: гимн и ролик о работе вашего коллектива.

 

Члены ОКСА присоединились к поздравлениям.

 

Председатель                                                                                    К.А. Лебедева

 

Секретарь                                                                                         М.А. Алехина