• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол заседания Экспертного совета по рекламе №2 от 9 декабря 2015 года

Председатель Совета – Ксения Александровна Лебедева, руководитель Хакасского УФАС России
Адреса местонахождения и проведения совета: Абакан, ул.Вяткина, 3, Хакасское УФАС России
Контактная информация (для получения дополнительной информации о деятельности советов):
тел. 8 (3902) 22 27 59

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО РЕКЛАМЕ

 

Протокол заседания № 2                          от 09.12.2015

 

Председательствовала:  Ольга Владимировна Широкова, заместитель руководителя Хакасского УФАС России

Присутствовали члены Экспертного совета по рекламе:

Татьяна Александровна Кадоло, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики ХГУ им. Н.Ф.Катанова,

Нина Ивановна Мисюра, представитель СМИ Хакасии,

Протоиерей Сергий Тимонов, секретарь Абаканской епархии, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора,

Мария Сергеевна Жабарова, помощник председателя ХРО ОО «Деловая Россия».

Присутствовали: Темерева Татьяна Владимировна, заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России,

Екатерина Игоревна Митрофанова, специалист-эксперт Хакасского УФАС России – секретарь Экспертного совета по рекламе.

 

В повестке дня – четыре вопроса:

1.        Неэтичная реклама.

2.        Реклама финансовых услуг.

3.        Рассмотрение предоставленной информации на предмет ее соответствия: вывеска или реклама?

4.        Экспертиза журналистского материала на предмет наличия в нем признаков рекламы услуги.

 

По первому вопросу о неэтичной рекламе выступила О.В. Широкова:

- Предлагаем на рассмотрение Совета рекламу антицеллюлитного массажа. Как вы считаете: реклама является этичной?

Мария Жабарова: 

- Однозначно - неэтичная реклама.

Отец Сергий:

- Считаю данную рекламу неэтичной по причине места размещения. Размещение на двери подъезда делает ее доступной широкому  кругу лиц, в том числе подросткам. В таком виде она недопустима. В своем салоне рекламодатель может размещать все, что угодно.

Т. А. Кадоло:

- Для большинства обывателей данная реклам будет  неэтичной.

Голосовали за «реклама неэтичная»:

За: 4

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

Решение: Реклама антицеллюлитного массажа является неэтичной.

 

О.В. Широкова:

- Центр отдыха «Солбан», который находится в поселке Жемчужный, размещает рекламные баннеры, привлекающие внимание к своему развлекательному заведению.

Как вы считаете: Представленные изображения являются этичными?

Т. А. Кадоло:

- По моему мнению изображения в контексте с ночным клубом приобретают неэтичный характер.

Отец Сергий:

- Для п. Жемчужного как  курорта допустимы изображения девушек в купальниках, которых можно в реальности увидеть на пляже в курортной зоне Ширинского района.

Т. А. Кадоло:

- Хочу обратить внимание, что в данной рекламе указаны иностранные слова без перевода, что является нарушением рекламного законодательства.

Н.И.Мисюра:

- На первый взгляд реклама неэтичная. Но учитывая, что Жемчужный – курорт и девушек в подобном облачении можно встретить везде, реклама допустима.

Является ли этичной данная реклама? Голосовали:

За: 4

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

Решение: Такая рекламная информация с изображением девушек допустима.

 

О.В. Широкова:

- В наше управление поступило заявления от жителя Хакассии о том, что на интернет сайте каталога Юга Сибири распространяется эротическая реклама массажных салонов.

Как вы считаете: данная реклама является этичной?

Т. А. Кадоло:

- Однозначно - неэтичная реклама.

Отец Сергий:

- В совокупности с имеющимся текстом о предлагаемых услугах данная реклама - неэтичная.

Является данная реклама неэтичной? Голосовали:

За: 4

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

Решение: Данная реклама - неэтичная.

 

О.В. Широкова:

- На городских автобусах Абакана распространялась вот такая реклама: «Не плати за секс».

Отец Сергий:

- Ссылка, имеющаяся на данном рекламном баннере, опасна для подростков, так как увидев данную ссылку на сайт, каждый может пройти по ней и ознакомится с услугами. Однозначно -  неэтичная реклама, так как размещена на городском транспорте, и ее видят как подростки, так и пенсионеры, которых, как известно, возмущает такая развращающая откровенность.

Т. А. Кадоло:

- Согласна с отцом Сергием. Неэтичная реклама. Направлена на большой круг лиц.

М.С.Жабарова:

- На эту рекламу мне показали дети. И спросили: «Это что?» Я не смогла сразу сориентироваться и ответить. Однозначно – такую рекламу необходимо запретить. Думаю, что ее разместили, не согласовав с архитектором города, которая очень строго относится к подобным изображениям.

Является ли неэтичной реклама «Не плати за секс»? Голосовали:

За: 4

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

Решение: Представленная реклама неэтичная.

 

По второму вопросу о рекламе финансовых услуг выступила О.В. Широкова:

- У нас вопрос к членам Экспертного совета: является ли рекламный баннер, размещенный компанией ООО «Трансстрой», рекламой финансовых услуг?

Отец Сергий:

- Однозначно – да. В данной рекламной информации указан процент - это финансовая категория, тем более указано слово «кредит». Это я вам скажу как экономист по первому моему образованию, я окончил Томский государственный университет и преподавал там финансовые дисциплины.

Т. А. Кадоло:

- В этой рекламе использованы слова «плата», «кредит»,  «процентная ставка» - это является финансовой услугой. Данный баннер - реклама.

Отец Сергий:

- В рекламной информации не указано, что застройщик заключил договор со Сбербанком. Не понятно, кто предоставляет кредит. Однозначно, привлечет процентная ставка. Когда Сбербанк предоставлял кредит с такой ставкой?  Эта информация, считаю, вводит потребителей в заблуждение.

Нина Мисюра:

- По моему мнению, это реклама финансовой услуги.

Является ли рекламный баннер размещенный компанией ООО «Трансстрой» рекламой финансовых услуг? Голосовали:

За: 4

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

Решение: Рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг.

 

По третьему вопросу на рассмотрение членов Совета представлены изображения вывесок торговых зданий, расположенных в Абакане.

О.В.Широкова:

- По вашему мнению: это вывеска или реклама?

Отец Сергий:

- Мы видим названия известных брендов.  Они, естественно, привлекают внимание и действуют на потребителя как реклама. Но разрешено ли использовать эти бренды в качестве вывесок?

О.В. Широкова.

- Есть реестр, в который внесены названия известных брендов. Да, можно использовать.

Т.А.Кадоло:

-  Коллеги, позвольте развёрнуто ответить на этот вопрос.

Бесспорно, в нормативных документах проводится чёткое разграничение между рекламой и вывеской, но с лингвистической точки зрения данный вопрос не может быть решен однозначно, поскольку в действительности часто вывеска имеет те же характеристики и выполняет те же функции, что и рекламный текст. Во-первых, вывеска может рассматриваться как текст – этому посвящена отдельная статья (см. Кадоло Т.А. Текстуальные характеристики наименований городских торговых объектов // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2012. № 4 (52). Т. 1. С. 220-224), во-вторых, вывеска может приравниваться к рекламному тексту, так как она обладает перлокутивностью, то есть свойством намеренного воздействия на адресата, направленности на достижение результата. Эту особенность вывески осознают предприниматели и стараются на ней использовать какие-либо средства воздействия на потребителя, размещать информацию о товаре, качестве оказания услуг и пр. Средства создания перлокутивного (воздействующего) эффекта на вывесках описаны в статье Кадоло Т.А. Изобразительно-выразительные средства в наименованиях торговых объектов города Абакана как способ воплощения перлокуции // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. № 7 (19). С. 75-83.

Исследователь Л.Г. Фещенко пишет, что «рекламный текст – коммуникативная единица, функционирующая в сфере маркетинговой коммуникации…» (Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста: Учебно-практическое пособие. СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2003. С. 27). Данное определение мы можем применить и по отношению к вывеске.

Также вывеска воспринимается неопределённым кругом лиц, вызывает интерес к заведению, продукции, а также косвенно способствует реализации товара, что соотносится с характеристиками рекламного текста, описанными А.Д. Кривоносовым: «рекламный текст – это текст, несущий рекламную информацию и имеющий следующие признаки: первое, он содержит информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях; второе, он предназначен для неопределенного круга лиц; третье, рекламный текст призван формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям; и, наконец, четвертое, рекламный текст способ­ствует реализации товаров, идей, начинаний» (Кривоносов А. Д. Жанры PR-текста. СПб., 2001. С. 53-54).

На мой взгляд, фактически вывеска играет роль рекламного текста, и к ней нужно применять те же критерии, что и к рекламе.

Жабарова М.С.:

- Если признать вывески рекламой, то тогда совсем бизнес зажмем со всех сторон. Предлагаю вывески считать вывесками.

Т.А. Кадоло:

- Присоединюсь к общему мнению, но вот по данной вывеске на здании улице Кирова  прошу учесть как особое мнение – по моему мнению, это все-таки реклама из-за наличия указанных брендов в качестве вывесок.

Является ли предложенные изображения вывеской или рекламой? Голосовали:

За: 4 (с учетом особого мнения)

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

Решение: Рассматриваемые изображения являются вывесками.

 

4.        Экспертиза журналистского материала на предмет наличия в нем признаков рекламы услуги.

О.В.Широкова:

- К нам обратилась журналист с просьбой: сделать экспертизу текста на предмет рекламного содержания.

Н.И.Мисюра:

–  Текст написан легко, можно сказать, душевно. Текст по теме – письма Деду Морозу пишут, наверное, все дети. Другой вопрос – а как доставляются эти письма? Если услуга платная, то тогда – скрытая реклама, да еще и сведения не все прописаны.

Отец Сергий:

–  Однозначно – в материале присутствуют элементы рекламного содержания.  Здесь даже условия прописаны: можно отправить и как письмо, и как бандероль. То есть видна реклама услуги.

С.Н.Акимов (ответ был получен электронной почтой):

– Стопроцентная заказная рекламная статья. Вот если бы "отправка письма" была абсолютно бесплатной, тогда можно было бы подискутировать. А так - это чистая реклама, привлечение внимания к услуге и создание интереса к ней.

Является ли текст рекламного содержания? Голосовали:

За: 4

Против: 0

Воздержались: 0

Сотрудники Хакасского УФАС России в голосовании участия не принимали.

Решение: Журналистский материал рекламного содержания.

 

Председатель                                                                               О.В.Широкова

 

Секретарь                                                                                     Е.И.Митрофанова