Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на оптовых (мелкооптовых) рынках автомобильных бензинов

Утверждаю

Руководитель

Хакасского УФАС России

____________К.А. Лебедева

 «02» октября 2015 года

 

 

Аналитический отчет

по результатам проведения анализа состояния конкуренции

на оптовых (мелкооптовых) рынках автомобильных бензинов

 

Общие положения

Основанием для проведения анализа является возбуждение и рассмотрение дела № 71-А-Т-14 по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» (ВИНК ОАО «НК «Роснефть»).  

Целью исследования является: анализ и оценка состояния конкуренции на рынках оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз бензинами автомобильными в географических границах Республики Хакасия (с учетом дальнейших уточнений) и выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Анализ и оценка состояния конкуренции на товарных рынках бензинов автомобильных с нефтебаз осуществлены в соответствии с:

- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220);

- Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка № 220 при проведении анализа в качестве исходной информации использованы:

         - Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118.

- Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826.

- Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществлявших в исследуемый период времени деятельность по мелкооптовой торговле бензинами автомобильными на территории Республики Хакасия.

- Общероссийские классификаторы продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

- Информация о состоянии товарного рынка автомобильных бензинов и дизельного топлива в РХ, полученная от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия.

- Информация о поставках нефтепродуктов в Республику Хакасия железнодорожным транспортом, полученная от ОАО «РЖД».

- Информация Тывинского УФАС России, полученная в ходе рассмотрения дела № 71-А-Т-14.

- Информация, полученная от покупателей на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива.

- Информация, полученная в ходе проведения опроса, размещенного на официальном сайте Хакасского УФАС России.

   

  

Определение временного интервала исследования товарных рынков

 

В соответствии с пунктом 2.1 раздела II Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. При этом согласно пункту 2.2. раздела II Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Таким образом, в целях настоящего исследования для изучения сложившихся характеристик рассматриваемых товарных рынков, принимая во внимание период, в котором установлено наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, с учетом имеющейся в управлении информации об объемах реализации бензинов мелким оптом временной интервал анализа состояния конкуренции на рынках оптовой (мелкооптовой) реализации бензинов автомобильных с нефтебаз в рассматриваемых географических границах определен  периодом: 2013 - 2014 годы.

 

Определение продуктовых границ товарных рынков

 

В соответствии с пунктом 4) статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка № 220 определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с пунктом 3.4 раздела III Порядка № 220 предварительное определение товара проводится, в том числе, на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2001), принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, мелкооптовая торговля автомобильными бензинами классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин» раздела G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования».

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2007), принятому и введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (дата введения 01.01.2008) также к группе 51.51 относятся «Услуги по оптовой торговле топливом», к категории - 51.51.12.110 «Услуги по оптовой торговле моторным топливом, включая авиационный бензин, в том числе услуги по оптовой торговле бензинами автомобильными и авиационными, керосинами, дизельным топливом и т.п.», к подкатегории - 51.51.12.111 «Услуги по оптовой торговле бензинами автомобильными».

Таким образом, в соответствии с подпунктом «г» пункта 3.4 Порядка № 220, предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Пунктом 3.5 Порядка № 220 установлено, что при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются: функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства; применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование); качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта; технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления); цена; условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара; иные характеристики.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем: экспертных оценок; анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг (пункт 3.6 Порядка № 220).

Согласно Техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118 бензин - это жидкое топливо для использования в двигателях с искровым зажиганием.

В соответствии с пунктом 3.7 раздела III Порядка определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры. Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара) и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

Бензины автомобильные сходны по функциональному назначению с дизельным топливом и предназначены для использования в качестве моторного топлива. Но дизельное топливо предназначено для использования в двигателях с воспламенением от сжатия, а бензины автомобильные для использования в двигателях с искровым зажиганием. ГОСТы по бензинам автомобильным определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002 распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями). Дизельное топливо предназначено для использования в качестве моторного топлива для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82).

Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование бензина автомобильного для транспортных средств с дизельным двигателем. Так как замена бензинового двигателя, установленного на стадии сборки машины, на дизельный двигатель и наоборот, технически сложна и экономически затратна, следовательно, дизельное топливо не является товаром – заменителем бензина автомобильного и не входит в единую с бензином автомобильным товарную группу.

С технической точки зрения бензиновый двигатель возможно переоборудовать с целью использования в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта сжиженный углеводородный газ (далее – СУГ). Однако, несмотря на сходство потребительских свойств бензинов автомобильных и СУГ в качестве моторного топлива, использование СУГ не является альтернативой для большинства потребителей, так как это, помимо дополнительных расходов на переоборудование автотранспортного средства, связано с повышенной взрывоопасностью и риском отравления СУГ.

Поэтому, СУГ не является достаточно близким товаром - заменителем бензина автомобильного и не входит в единую с бензинами автомобильными товарную группу. 

Следовательно, бензины автомобильные, дизельное топливо и СУГ не являются взаимозаменяемыми товарами и не имеют других заменителей.  

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива. По октановому числу (ОЧ) автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

- низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и не менее 80,0 - по исследовательскому методу);

- высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5-88 по моторному методу, не менее 91-98 по исследовательскому методу).

Исходя из дифференцированного подхода к установлению цен на бензины автомобильные и различий по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, продуктовые границы для анализа состояния конкуренции на оптовых (мелкооптовых) рынках бензинов автомобильных предварительно определены в разрезе следующих товарных групп:

автомобильный бензин АИ-92 (аналоги);

автомобильный бензин АИ-95 (аналоги).

Учитывая информацию, получаемую управлением в рамках проводимых мониторингов, данные товарные группы являются наиболее распространенными. 

Можно предположить, что для мелкооптовых покупателей бензинов автомобильных, которые реализуют его в розничной сети, марка бензина не играет существенной роли при его реализации, поскольку на любую марку имеется спрос в условиях случайного потока машин. Однако, на практике спрос на марки бензинов определяется усредненным парком машин, обслуживаемых на данной АЗС. Согласно данным мониторинга ВИНК, проводимому ЦА ФАС России, наибольшим спросом пользуются бензины  марок АИ-92 и АИ-95, поэтому фактический запас бензинов на АЗС дифференцирован по маркам с учетом практики продаж за период деятельности АЗС.

Согласно пункту 3.8 Порядка № 220 при выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов: "тест гипотетического монополиста"; анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен; расчет показателя перекрестной эластичности спроса в соответствии с пунктом 3.10 настоящего Порядка.

Для уточнения продуктовых границ товарных рынков Хакасским УФАС России проведен выборочный опрос (в том числе, в ходе сбора информации о состоянии конкуренции на указанном товарном рынке во исполнение приказа ФАС России 19.12.2013 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы») покупателей автомобильных бензинов на территории Республики Хакасия о готовности заменить одну марку автомобильного бензина на другие, если цена одной из марок долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными.

В опросе приняли участие хозяйствующие субъекты – мелкооптовые покупатели, осуществляющие покупку автомобильных  бензинов. По информации, имеющейся в управлении, за период 2013 года опрошено 13 покупателей, за 2014 год – 6 покупателей.

По информации, полученной от мелкооптовых покупателей в ходе проведения опроса (тест «гипотетического монополиста»), было установлено следующее. Из 13 покупателей в 2013 году – 6 хозяйствующих субъектов не готовы заменить одну марку бензина на другую, 6 покупателей готовы заменить частично, 1 покупатель готов заменить АИ-92 на АИ-95 в полном объеме.

Из 6 хозяйствующих субъектов, приобретающих автомобильный бензин марки АИ-92 в 2014 году при указанных выше условиях 3 покупателя готовы заменить его на бензин других марок, при этом 2 покупателя не указали объем замены бензина АИ-92 на другие марки, 1 покупатель готов заменить на АИ-95 в размере 67,5%.

Автомобильный бензин марки АИ-95 готовы заменить, в том числе на АИ-98, 3 покупателя бензинов, из них 1 покупатель не указал объем возможной замены, 2 покупателя готовы заменить на 75% и 83,8% соответственно, 2 покупателя не готовы заменить АИ-95 на другую марку бензинов, 1 покупатель бензин указанной марки вообще не использует.

Кроме того, на официальном сайте управления http://hakasia.fas.gov.ru также был размещен указанный опрос.

По данным сайта, из 10 покупателей автомобильного бензина марки АИ-92, принявших участие в опросе  покупателя 3 (30 %) готовы заменить его на автомобильный бензин других марок, 7 покупателей (70%) не готовы к такой замене.   

Автомобильный бензин марки АИ-95 готовы заменить на другие марки автомобильных бензинов 4 покупателя (25 %) из 16 приобретающих данную марку бензина, 12 покупателей (75%) не готовы заменить АИ-95 на другие марки бензинов.

Таким образом, Хакасским УФАС России в рассматриваемый период не выявлено стойких предпочтений у покупателей автомобильных бензинов к определенной марке автомобильного бензина и готовности к ее замене.

Кроме того, учитывая сложившуюся ситуацию устоявшихся предпочтений и спроса на все марки автомобильных бензинов разными группами приобретателей в зависимости от собственных нужд, а также устоявшиеся товаропотоки, не ограниченные административными границами субъектов Российской Федерации, у продавцов есть возможность сбыта автомобильных бензинов в мелкооптовом сегменте независимо от спроса отдельных приобретателей на определенную марку автомобильного бензина, что позволяет продуктовые границы товарного рынка рассматривать, исходя из октанового числа, как высокооктановые автомобильные бензины АИ-92 и АИ-95.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД), бензины автомобильные относятся к следующим категориям:

• АИ-92– бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу вне классов (ОКПД 19.20.21.121);

• АИ-95 (АИ- 96) – бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу (ОКПД 19.20.21.130).

Вышеперечисленные категории классифицируются по виду продукции как – Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин (ОКПД 19.20.21), в подгруппе – Топливо жидкое и газообразное; масла смазочные (ОКПД 19.20.2) из группы – Нефтепродукты (ОКПД 19.20), включенной в подкласс – Нефтепродукты (ОКПД 19.2) класса – Кокс и нефтепродукты (ОКПД 19) из раздела С «Продукция обрабатывающих производств».

            По классификации Общероссийского классификатора продукции по видам экономической (ОКПД) деятельность по оптовой торговле бензинами автомобильными классифицируется по виду экономической деятельности в категории – Услуги по оптовой торговле моторным топливом, включая авиационный бензин (код ОКПД 46.71.12.000) и относится к виду – Услуги по оптовой торговле моторным топливом, включая авиационный бензин (код ОКПД 46.71.12), входящему в подгруппу – Услуги по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (код ОКПД 46.71.1) из группы – Услуги по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и связанными продуктами (код ОКПД 46.71), включенной в подкласс – Услуги по специализированной оптовой торговле прочие (код ОКПД 46.7) класса –Услуги по оптовой торговле, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (код ОКПД 46) из раздела G «Услуги по оптовой и розничной торговле, услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов».

            В соответствии с классификацией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029 – 2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее - ОКВЭД), деятельность на оптовых рынках бензинов автомобильных относится по виду деятельности к подгруппе – Торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин (код ОКВЭД 46.71.2) и классифицируется в группе – Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (код ОКВЭД 46.71), которая относится к подклассу – Торговля оптовая специализированная прочая (код ОКВЭД 46.7), входящему в класс – Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (код ОКВЭД 46) раздела G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов».

Исходя из вышеуказанного, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как бензин автомобильный марки  АИ- 92 (код ОКПД 19.20.21.121 - Бензин автомобильный с октановым числом более 92, но не более 95 по исследовательскому методу; код ОКПД 46.71.12.000 - Услуги по оптовой торговле моторным топливом, включая авиационный бензин; код ОКВЭД 46.71.2 - Торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин) и бензин автомобильный марки АИ-95 (АИ - 96) (код ОКПД 19.20.21.130  - Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу; код ОКПД 46.71.12.000 - Услуги по оптовой торговле моторным топливом, включая авиационный бензин; код ОКВЭД 46.71.2 - Торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям; оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

В сфере оптовой торговли выделяется мелкооптовая торговля, под которой в соответствии с пунктом 3.10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 771-ст, дата введения - 1 января 2011 года) понимается разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией товаров.

На основании изложенного к анализу принят оптовый (мелкооптовый) рынок бензина автомобильного марки  АИ-92 и АИ-95.

 

Определение географических границ товарных рынков

 

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции географические границы товарного рынка определяются границами территории, на которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела IV Порядка № 220 процедура определения границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

         - предварительное определение географических границ товарного рынка;

         - выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

         - определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

         При этом согласно пункту 4.2 раздела IV Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

         а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

         б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

         в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Регионом, в котором действует ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» - хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства является Республика Хакасия.

Пунктом 4.3 Порядка № 220 установлено, что при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

Следовательно, учитывая требования пунктов 4.1 и 4.3 Порядка № 220, географическими границами товарного рынка являются территории спроса на товар.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4.2 Порядка № 220 границы территории спроса на товар определяются на основании информации о структуре товаропотоков (то есть, границ территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы).

На основании вышеизложенного, географические границы товарных рынков могут быть определены:

  • либо административными границами субъекта Российской Федерации (в случае, если не менее 90% от общего объема поставок автомобильных бензинов в мелкооптовом сегменте в субъекте Российской Федерации приходится на отпуск хозяйствующими субъектами с нефтебаз и нефтехранилищ, расположенных в данном субъекте Российской Федерации);
  • либо объединение административных границ нескольких субъектов Российской Федерации (при наличии ситуации, когда не менее 10% от мелкооптовых поставок автомобильных бензинов в административных границах одного субъекта Российской Федерации приходится на нефтебазы и нефтехранилища, расположенные в другом субъекте Российской Федерации).

Учитывая положения подпункта «в» пункта 4.2 Порядка № 220, наличие на территории Республики Хакасия нефтебаз и отсутствие таковых в Республике Тыва обуславливает экономическую целесообразность приобретения бензинов автомобильных хозяйствующими субъектами, реализующими автомобильные в розницу на территории Республики Тыва, в Республике Хакасия, так как приобретение нефтепродуктов на нефтебазах, расположенных за пределами Республики Хакасия, сопряжено с ростом расходов на транспортировку, т.е. является экономически невыгодным.

По информации Тывинского УФАС России в период 2013-2014 годов мелкооптовые поставки нефтепродуктов на территорию Республики Тыва осуществлялись из следующих регионов: Красноярский край – 11,8%, Новосибирская область – 5,9%, Республика Хакасия – 70,6%. Таким образом, более 10% от мелкооптовых поставок автомобильных бензинов в административных границах Республики Тыва приходится на нефтебазы и нефтехранилища, расположенные в Республике Хакасия. Следовательно, географические границы товарного рынка необходимо расширить до территории двух субъектов РФ.

По данным, полученным от ОАО «РЖД», объем ввоза на территорию Республики Хакасия автомобильных бензинов в исследуемом временном интервале составил в 2013 году – 193,22 тыс. т, в 2014 году – 194,31 тыс.  т.

По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия ввоз бензинов автомобильных в Республику Хакасия в 2013 году составил 183240,2 тонн, в 2014 году – 176096,7 тонн.

Исходя из информации, полученной от хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов, общий объем мелкооптовых поставок автомобильных бензинов на территорию Республики Хакасия и Республику Тыва составил за период 2013 года – 107378,73 тонны, за 2014 год - 109660,466 т (с учетом вывоза за пределы Республики Хакасия).

Также опрашиваемые участники мелкооптового рынка сообщили о наличии вывоза бензинов на территорию Красноярского края, который составил в рассматриваемый период 2013 года – 9882,155 т,  в 2014 году - 11020,14 т.

Согласно информации хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовом рынке бензинов, ввоз бензинов автомобильных в Республику Хакасия из других регионов составил в 2013 году – 984,383 т, в 2014 году – 1527,358  т.

В структуре товарооборота указанного оптового (мелкооптового) рынка бензинов автомобильных доля ввоза и доля вывоза указанных нефтепродуктов от общего объема рассматриваемой товарной массы (объемов товарного рынка) не превышает 10 процентов от общего объема товарной массы соответствующего товарного рынка.

С учетом изложенного, географические границы оптового (мелкооптового) рынка бензинов автомобильных АИ-92 и АИ-95 определены границами территории Республики Хакасия и Республики Тыва.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

 

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Пунктом 5.2 Порядка № 220 определено, что количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В течение рассматриваемого временного интервала исследования рынков оптовой (мелкооптовой) торговли бензинами автомобильными с нефтебаз состав продавцов, действующих на указанных товарных рынках, незначительно изменился. Так в первой половине 2013 года на указанном рынке осуществлял мелкооптовую реализацию бензинов ООО «Краскор», который со второго полугодия торговую деятельность не осуществляет.

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных АИ-92 и АИ-95 в рассматриваемых географических границах в период 1 полугодия 2013 года представлен в Таблице 1. 

                                                                                                                              Таблица 1

Наименование хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю бензинами автомобильными с нефтебаз

Адрес хозяйствующего субъекта

ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» (принадлежит к ВИНК ОАО «НК «Роснефть»)

655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гагарина, 7

Индивидуальный предприниматель <…>

(независимый)

655004, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. <…>,  д. <…>, кв. <…>

ООО «Перекресток Ойл Хакасия» (независимый)

655003, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, 17А

Индивидуальный предприниматель <…>

(независимый)

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>

655012, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>

ООО «Краскор» (независимый)

655100, Республика Хакасия, пгт. Усть-Абакан, ул. Российская, 45

 

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных АИ-92 и АИ-95 в рассматриваемых географических границах в период со 2 полугодия 2013 года и 2014 год представлен в Таблице 2.

 

                                                                                           Таблица 2

Наименование хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю бензинами автомобильными с нефтебаз

Адрес хозяйствующего субъекта

ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» (принадлежит к ВИНК ОАО «НК «Роснефть»)

655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Гагарина, 7

Индивидуальный предприниматель <…>

(независимый)

655004, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. <…>,  д. <…>, кв. <…>

ООО «Перекресток Ойл Хакасия» (независимый)

655003, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, 17А

Индивидуальный предприниматель <…>

(независимый)

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>

655012, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>

 

При проведении анализа состояния конкуренции на указанном товарном рынке за период 2013, 2014 годов в определенных географических границах группы лиц, по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции, за исключением  ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК», не выявлены.

Покупателями на рассматриваемых товарных рынках являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию бензинов автомобильных, промышленные предприятия, приобретающие указанные нефтепродукты преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями для целей последующей перепродажи.

 

Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

 

            Объемы рассматриваемых товарных рынков определены в соответствии с подпунктом «а» пункта 6.2 Порядка № 220 как сумма объемов оптовой (мелкооптовой) торговли бензинами автомобильными с нефтебаз на территории Республики Хакасия в натуральном выражении (тоннах) за определенный интервал времени.

         Вместе с тем, в соответствии с указанным пунктом Порядка № 220 не допускается повторный учет одного и того же товара, в связи с этим при расчете объемов рассматриваемых товарных рынков не учтены объемы реализации с нефтебаз бензинов автомобильных, приобретенных хозяйствующими субъектами у ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК», ИП <…>

Кроме того, при расчете объемов товарного рынка не учитывались объемы, поставляемые ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» для реализации на собственных АЗС.

            Данные об объемах рассматриваемых товарных рынков и доли продавцов в общем объеме оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз в рассматриваемых периодах представлены в таблице 3-4.

Таблица 3

 

Данные об объеме оптового (мелкооптового) рынка автомобильных бензинов марки АИ-92 и АИ-95 и доли продавцов в общем объеме оптовых (мелкооптовых) продаж за 2013 год

Наименование оптового (мелкооптового) продавца

Объем, тонн

Доля продавца в общем объеме, %

1. ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК»

28193,179

 

26,25

2. ИП <…>

72378,4

 

67,39

 

3. ИП <…>

5624

 

5,26

 

4. ООО «Перекресток Ойл Хакасия»

537,91

 

0,5

 

5. ООО «Краскор»

654,24

 

0,6

 

ИТОГО:

107387,729

 

100

 

 

Таблица 4

 

Данные об объеме оптового (мелкооптового) рынка автомобильных бензинов марки АИ-92 и АИ-95 и доли продавцов в общем объеме оптовых (мелкооптовых) продаж за 2014 год

 

Наименование оптового (мелкооптового) продавца

Объем, тонн

Доля продавца в общем объеме, %

1. ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК»

24134,586

 

22,01

2. ИП <…>

72740

 

66,34

3. ИП <…>

10438,88

 

9,52

4. ООО «Перекресток Ойл Хакасия»

2347

 

2,13

ИТОГО:

109660,466

100

 

 

Определение уровня концентрации товарных рынков

 

В соответствии с пунктом 7.1 раздела VII Порядка для определения уровня концентрации товарного рынка используются: коэффициент рыночной концентрации крупнейших хозяйствующих субъектов (CR), рассчитываемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов и индекс рыночной концентрации Герфиндаля–Гиршмана (ННI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данных товарных рынках.

На оптовом (мелкооптовом) рынке бензинов автомобильных марок АИ-92 и АИ-95 выявлено 4 хозяйствующих субъекта, осуществляющих деятельность по оптовой реализации нефтепродуктов (в 1 полугодии 2013 года – 5 хозяйствующих субъектов). Из всех хозяйствующих субъектов принадлежность к группе ВИНК выявлена лишь у ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» - ВИНК ОАО «НК «Роснефть».

В соответствии с пунктом 7.2 Порядка в зависимости от значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

высокий – при 70%<=CR3<=100% или 2000<=HHI<=10000;

умеренный – при 45%<= CR3<=70% или 1000<= HHI<=2000;

низкий – при CR3<45% или HHI <1000.

 

            Показатели рыночной концентрации рассматриваемого товарного рынка в 2013 году составили:

                                              

                                   70%  <  CR3 = 93,64 % < 100;

                            2000  <  HH1 = 5258,77 < 10 000.

 

Показатели рыночной концентрации рассматриваемого товарного рынка в 2014 году составили:

                                               70 %  <  CR = 97,87% < 100;

                                               2000  <  HH1 = 4980,61 < 10 000;

 

 

         Исходя из значения коэффициентов рыночной концентрации (СR), индексов рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (НН1) и количества участников оптового (мелкооптового) рынка торговли бензинов автомобильных (АИ-92 и АИ-95) в географических границах Республик Хакасия и Тыва уровень концентрации рассматриваемых товарных рынков в исследуемом периоде определен как высокий.

 

Определение барьеров входа на товарные рынки

 

Для осуществления (оптовой) мелкооптовой реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие складов ГСМ на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и  правилами эксплуатации.

Вход на рынок оптовой (мелкооптовой) реализации нефтепродуктов требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новых складов ГСМ (нефтехранилищ), или с приобретением действующих складов ГСМ (нефтехранилищ) на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новых складов ГСМ и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию складов ГСМ (нефтехранилищ) для входа на рынок.

Нефтепродукты в Республику Хакасия поставляются автомобильным и железнодорожным транспортом.

В связи с тем, что в Республике Хакасия отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы, нефтепродукты ввозятся из других субъектов Российской Федерации, преимущественно с Ачинского, Омского нефтеперерабатывающих заводов.

Ограничений на приобретение автомобильных бензинов, дизельного топлива для розничных покупателей не выявлено. Отсутствуют также какие-либо ограничения,  препятствующие  приобретению  автомобильных бензинов и дизельного топлива потребителями из других (соседних с Республикой Хакасия) регионов Российской Федерации.

Экономические барьеры.

Для входа на рынок необходим значительный объём первоначальных инвестиций и капитальных затрат на строительство АЗС, что при длительном сроке окупаемости этих вложений, ограниченной доступности финансовых ресурсов, непривлекательных условиях инвестирования и кредитования позволяет сделать вывод о затруднениях в преодолимости данного барьера для мелких хозяйствующих субъектов.

Значительным барьером является отсутствие НПЗ в регионе, что приводит к высоким затратам на доставку топлива в Республику Хакасия (как железнодорожным, так и автомобильным транспортом).

Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК). ВИНК «Роснефть» представлена на территории Республики Хакасия ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК», которое осуществляет как мелкооптовую реализацию, так и розничную продажу нефтепродуктов с собственных АЗС.

Особенностями  регионального мелкооптового рынка автомобильных бензинов являются:

- отсутствие нефтеперерабатывающих заводов и удаленность нефтеперерабатывающих мощностей, обеспечивающих доставку топлива в Республику Хакасия;

- удалённость населённых пунктов друг от друга в среднем на 50 – 150 км.

         Существующие барьеры можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.

 

Оценка состояния конкуренции на товарных рынках

 

         В соответствии с пунктом 9.1 раздела IX Порядка с учетом значений показателей рыночной концентрации, количества участников товарных рынков и существующих барьеров входа на товарные рынки, рынки оптовой (мелкооптовой) торговли бензинами автомобильными с нефтебаз в географических границах Республик Хакасия и Тыва отнесены к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.

         Уровень концентрации рассматриваемых товарных рынков по результатам работы за 2013 – 2014 годы определен как высокий.

Дополнительно следует отметить стабильность и неизменность состава крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов.

В результате исследования рынка установлено следующее.

За период 2013 года ИП <…>, ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных (АИ-92 и АИ-95) в рассматриваемых географических границах занимают суммарно долю, превышающую 70%. Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов более восьми процентов, а также превышает доли других хозяйствующих субъектов на указанном рынке бензинов автомобильных.

В 2014 году хозяйствующие субъекты ИП <…>, ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК», ИП <…>. на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных (АИ-92 и АИ-95) в рассматриваемых географических границах занимают суммарно долю, превышающую 70%. Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов более восьми процентов, а также превышает доли других хозяйствующих субъектов на указанном рынке бензинов автомобильных.

В течение длительного периода относительные размеры долей указанных хозяйствующих субъектов подвержены малозначительным изменениям, доступ на рынок бензинов автомобильных в Республике Хакасия новых конкурентов затруднен.

Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар на указанном рынке не может быть заменен другим товаром при потреблении.

Следовательно, применительно к хозяйствующим субъектам – ИП <…>, ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» (2013 год) и ИП <…>, ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК», ИП <…> (2014 год) на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных АИ-92 и АИ-95 выполняются в совокупности условия части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно указанной норме доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, каждый из хозяйствующих субъектов: ИП <…>., ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» (2013 год) и ИП <…>, ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК», ИП <…> (2014 год) занимает доминирующее положение на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных АИ-92 и АИ-95 в географических границах Республик Хакасия и Тыва.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих рынок, позволяет сделать следующие выводы:

- рассматриваемый рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией;

- на основании части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции индивидуальный предприниматель <…> занимает доминирующее положение на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных АИ-92 и АИ-95 на территории Республик Хакасия и Тыва в 2013 и 2014 годах;

- на основании части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» занимает доминирующее положение на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных АИ-92 и АИ-95 на территории Республик Хакасия и Тыва в 2013 и 2014 годах;

- на основании части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции индивидуальный предприниматель <…> занимает доминирующее положение на мелкооптовом рынке бензинов автомобильных АИ-92 и АИ-95 на территории Республик Хакасия и Тыва в 2014 году.

 

 

Начальник

отдела товарных, финансовых рынков

и естественных монополий                                                          Т.В. Темерева

 

 

СОГЛАСОВАНО:                                                                

Заместитель руководителя

Хакасского УФАС России

О.В. Широкова

__________________

           (подпись)

 

«___» сентября 2015 года