• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

АКТ ПРОВЕРКИ №3

УПРАВЛЕНИЕ  ФЕДЕРАЛЬНОЙ  АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО  РЕСПУБЛИКЕ  ХАКАСИЯ

 

АКТ ПРОВЕРКИ

3

 

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 20.01.2017 года № 15 была проведена проверка в отношении: Администрации Аскизского района Республики Хакасия, юридический адрес: 655700, Республика Хакасия, село Аскиз, ул. Суворова, д. № 2. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 02.03.2017 года № 58 срок проведения плановой проверки в отношении Администрации Аскизского района Республики Хакасия продлен до 01 мая 2017 года.

Продолжительность проверки: с 01.02.2017 года по 28.04.2017 года.

Акт составлен: <…>, ведущим специалистом – экспертом отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: <…>, глава Аскизского района Республики Хакасия

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 15281;

Члены инспекции:

<…> – ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий, служебное удостоверение № 13416;

<…> – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 12420.

При проведении проверки присутствовали: <…>, <…>, <…>.

  Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся <…>, Глава Аскизского района Республики Хакасия на основании Постановления ТИК Аскизского района от 19.09.2014 года № 128/932-3 «О регистрации избранного главы Аскизского района Республики Хакасия <…>».

Предмет проводимой проверки – соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции, Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2015 год – истекший период 2017 года.

Срок и место проведения проверки: с 01 февраля 2017 года по 28 апреля 2017 года, Республика Хакасия, Аскизский район, с. Аскиз, ул. Суворова, д. 2.

В ходе проведения проверки инспекцией Хакасского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.

  1. В 2012 году главой Бельтирского сельсовета <…> утвержден ситуационный план границ земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Бельтирское, 10Б, общей площадью 5 400 кв.  м, цель использования – для строительства гаражного бокса на 18 а/м.

  В январе 2013 года (исх. № 70-МП) Администрация Аскизского района направила <…> акт выбора и обследования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Бельтирское, 10Б, для строительства гаражного бокса на 18 автомашин, общей площадью 5 400 кв.м.

  07.06.2013 года в адрес Администрации Аскизского района поступило заявление <…> с просьбой об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для строительства гаражного бокса на 18 автомашин в селе Бельтирское от 29 января 2013 года.

  В соответствии с Постановлением Главы Администрации Аскизского района от 08.07.2013 № 959-п «Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для строительства гаражного бокса на 18 автомашин в с. Бельтирское» <…> был утвержден акт выбора и обследования земельного участка для строительства гаражного бокса на 18 автомашин в с. Бельтирское от 29.01.2013 г., адрес участка: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Бельтирское, 10Б, общей площадью 5 400 кв.м., категория земель населенных пунктов.

  09.10.2015 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 19:05:110121:70.

  Согласно Постановлению Главы Администрации Аскизского района от 04.12.2015 № 1384-п «О предоставлении земельного участка в аренду индивидуальному предпринимателю <…>, <…> предоставлен земельный участок с кадастровым номером 19:05:110121:70, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Бельтирское, 10Б, относящийся к категории земель населенных пукнтов, общей площадью 5 400 кв.м. в аренду сроком на 5 лет для строительства гаражного бокса на 18 автомашин (1 пункт Постановления).

  Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Аскизского района поручено заключить договор купли-продажи земельного участка (2 пункт Постановления).

  16.05.2016 года в адрес Администрации Аскизского района от <…> поступило заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для строительства гаражного бокса на 18 автомашин» на «для размещения объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий».

  В соответствии с Постановлением Главы Администрации Аскизского района от 27.06.2016 № 586-п «О внесении изменений в постановление Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 04.12.2015г. № 1384-п «О предоставлении земельного участка в аренду индивидуальному предпринимателю <…>» внесены изменения в Постановление Главы Администрации Аскизского района от 04.12.2015 № 1384-п, а именно:

- слова «для строительства гаражного бокса на 18 автомашин» заменены на слова «для размещения объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий»,

- слова «договор купли-продажи» заменены на слова «договор аренды».

27.06.2016 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Аскизского района и ИП <…> заключен договор № 15/586 аренды земельного участка.

Согласно пункту 1.1 договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 19:05:110121:70, общей площадью 5 400 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, Аскизский район, с. Бельтирское, 10Б, для размещения объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий.

  Срок аренды участка устанавливается с 04.12.2015г. по 03.12.2020г. Исчисление даты производится с момента вступления в силу Постановления Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 04.12.2015 № 1384-п «О предоставлении земельного участка в аренду индивидуальному предпринимателю <…>».

В части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции) указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.

Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьями 30-34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации  (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов;

- с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьёй 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Спорный земельный участок не подпадает под указанные в пункте 2.1 названной статьи случаи.

В данном случае спорный земельный участок предоставлялся с предварительного согласования, то есть составлен акт выбора земельного участка, который утверждён соответствующим решением, и соответствующий земельный участок, в связи с отсутствием заявлений иных лиц, претендующих на указанный участок, предоставлен <…> для строительства гаражного бокса.

Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учёта;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 настоящего Кодекса.

Первый этап – выбор земельного участка, с которого начинается процедура предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, предусмотрен нормами права, установленными статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) процесс выбора земельного участка для строительства начинается с заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в орган местного самоуправления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчёты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Соответствующий муниципальный орган в силу пунктов 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) оформляет результаты актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утверждённые органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Названный акт является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, законодателем установлен порядок выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием, позволяющий обеспечить правильность данного выбора, а также соблюдение принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан.

По общему правилу, указанному в части 1 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги представляют собой особый способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди нескольких предложивших лучшую цену или лучшие условия, то есть содержит принцип состязательности хозяйствующих субъектов. Процедура проведения торгов позволяет вывить потенциальных желающих получить земельный участок.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, что может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате принятия акта – Постановления Главы Администрации Аскизского района от 27.06.2016 № 586-п «О внесении изменений в постановление Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 04.12.2015г. № 1384-п «О предоставлении земельного участка в аренду индивидуальному предпринимателю <…>» и заключения договора № 15/586 аренды земельного участка 27.06.2016 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Аскизского района и ИП <…> были изменены первоначальные условия предоставления земельного участка (вид разрешенного использования земельного участка), у сторон возникли новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, изменение первоначальных условий может привести к ограничению конкуренции, поскольку изменение таких условий может повлечь за собой изменение круга заинтересованных в заключении договора аренды на земельный участок, участии лиц в соответствующих торгах.

С учетом вышеизложенного, заключение договора аренды на основании акта органа местного самоуправления, изменяющего первоначальные условия предоставления земельного участка, без проведения торгов, является нарушением требований земельного законодательства, поскольку указанные условия согласованы в момент выбора земельного участка, и содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, инспекция Хакасского УФАС России считает установленным нарушение Администрации Аскизского района Республики Хакасия, МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Аскизского района» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии акта – Постановления Главы Администрации Аскизского района от 27.06.2016 № 586-п «О внесении изменений в постановление Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 04.12.2015г. № 1384-п «О предоставлении земельного участка в аренду индивидуальному предпринимателю <…>», заключения договора № 15/586 аренды земельного участка 27.06.2016 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Аскизского района и ИП <…> и осуществлении бездействия в части непроведения торгов при изменении первоначальных условий, касающихся предоставления земельного участка с кадастровым номером 19:05:110121:70, общей площадью 5 400 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, Аскизский район, с. Бельтирское, 10Б (изменен вид разрешенного использования земельного участка с «для строительства гаражного бокса на 18 автомашин» на «для размещения объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий»).

  1. В адрес Хакасского УФАС России представлено Распоряжение Главы Администрации Аскизского района от 13.08.2015 № 331-р «О предоставлении ООО «Скиф» муниципальной преференции в виде льготы по уплате арендной платы за земельный участок в размере 50 %».

При предоставлении ООО «Скиф» муниципальной преференции в виде льготы по уплате арендной платы за земельный участок в размере 50 %» указана ссылка на пункт 7 статьи 14 Решения Совета депутатов Аскизского района от 26.12.2014 № 161-рс «О бюджете муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Решение № 161-рс). При этом в Решении № 161-рс такая льгота предоставляется только для индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с рассматриваемым Распоряжением ООО «Скиф» предоставлена муниципальная преференция в виде льготы по оплате арендной платы за землю в размере 50 %, поступающей по нормативам в бюджет муниципального района, за земельный участок с кадастровым номером 19:05:090128:349, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, рп. Аскиз, ул. Вокзальная, 1К, площадью 287 кв.м., предоставленный в аренду на основании договора аренды земельного участка от 21.02.2014 г. № 105/244 для строительства магазина смешанных товаров на 4 рабочих места на период с 01.01.2015 г. по 21.02.2015 г.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7).

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Инспекцией Хакасского УФАС России установлено, что в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Администрация Аскизского района Республики Хакасия с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде льготы по уплате арендной платы за земельный участок в размере 50 % ООО «Скиф» не обращалась.

Следовательно, Администрацией Аскизского района Республики Хакасия в данном случае порядок предоставления муниципальной преференции, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции, не соблюден.

Таким образом, принятие Распоряжения Главы Администрации Аскизского района от 13.08.2015 № 331-р «О предоставлении ООО «Скиф» муниципальной преференции в виде льготы по уплате арендной платы за земельный участок в размере 50 %» нарушает требования пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Иных признаков нарушений антимонопольного законодательства в действиях Администрации Аскизского района Республики Хакасия не выявлено.

Прилагаемые документы: отсутствуют.

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

_________________________________                                     <…>

_________________________________                                     <…>

_________________________________                                     <…>

 

С актом проверки ознакомлен (а):

 

20

 

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

Копию акта со всеми приложениями (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) получил (а):

 

20

 

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт________________________________________________________________

 

 

Руководитель инспекции:

_________________________________                                                         <…>