АКТ ПРОВЕРКИ №13

УПРАВЛЕНИЕ  ФЕДЕРАЛЬНОЙ  АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО  РЕСПУБЛИКЕ  ХАКАСИЯ

 

г. Абакан                                                                                                                                                       23 октября 2017 года         

 

 

  АКТ ПРОВЕРКИ          №13                                                   

         

  
 

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 25.09.2017 года № 231 была проведена проверка в отношении: Администрации города Черногорска, юридический адрес: 655150, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 66.

Продолжительность проверки: с 02.10.2017 года по 27.10.2017 года включительно (20 рабочих дней).

Акт составлен: <…>, ведущим специалистом – экспертом отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлена: и.о. Главы Администрации г. Черногорска <…>.

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 15281;

Члены инспекции:

<…> – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 16999;

<…> – ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий, служебное удостоверение № 13416;

<…>, специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение № 16249.

При проведении проверки присутствовали: <…>, <…>, <…>, сотрудники администрации: начальник общего отдела Администрации г. Черногорска <…>.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлась <…>, и.о. главы Администрации города Черногорска на основании Распоряжения Администрации г. Черногорска от 11.10.2017 № 164-р.

Предмет проводимой проверки – соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции, Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2015 год – истекший период 2017 года.

Срок и место проведения проверки: с 02 октября 2017 года по 23 октября 2017 года; Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 66.

По результатам проведенной проверки было установлено следующее.

МП «Благоустройство» (ИНН 1903000701, ОГРН 1021900697686) создано в 1992 году на основании решения № 172 исполнительного комитета Черногорского городского совета народных депутатов от 01.04.1992.

Устав муниципального предприятия «Благоустройство» города Черногорска (далее – Предприятие) утвержден Комитетом по управлению имуществом города Черногорска.

Согласно пункту 1.1 Устава Предприятие создано в целях оказания услуг населению, и является службой по вопросам благоустройства, уборки и озеленения города Черногорска, созданной органом местного самоуправления.

Целями создания Предприятия является выполнение работ, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли (пункт 2.1 Устава).

Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- благоустройство, уборка и озеленение города Черногорска;

- вывоз, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов;

- текущее содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения, внутриквартальных проездов;

- осуществление иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством (пункт 2.2 Устава).

В силу пункта 2.6 Устава финансирование деятельности Предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов.

При недостаточности доходов Предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, администрация осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием Предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава имущество Предприятия является муниципальной собственностью города Черногорска, отражается на самостоятельном балансе Предприятия и закрепляется за Предприятием на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с договором № 67 от 02.08.2091 «О закреплении за муниципальным предприятием «Благоустройство» муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» Комитет по управлению имуществом г. Черногорска закрепил за Предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Черногорск, ул. Комсомольская, 107, общей стоимостью 7 035 015,79 руб.

В соответствии с распоряжениями Комитета по управлению имуществом г. Черногорска № 6 от 02.02.2015, № 19 от 26.03.2015, № 29 от 08.04.2015, № 053 от 08.09.2017 из состава муниципальной казны исключено и передано Предприятию муниципальное имущество, в том числе парковочные площадки, искусственные дорожные неровности, пешеходные тротуары, пешеходные ограждения.

Постановлением Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения (далее – Положение).

Указанное Положение устанавливает порядок предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения.

Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Черногорска в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год главному распорядителю средств бюджета - Администрации города Черногорска.

Право на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением имеют муниципальные предприятия в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию и ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения (при условии соответствия муниципального предприятия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение указанных работ, оказание услуг), в интересах неограниченного круга лиц - жителей муниципального образования город Черногорск.

Получатель субсидии должен соответствовать следующим критериям:

- являться муниципальным предприятием,             

- осуществлять деятельность на территории муниципального образования город Черногорск,

- осуществлять в интересах неограниченного круга лиц - жителей муниципального образования город Черногорск текущее содержание и ремонт объектов, принадлежащих муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения и предназначенных для осуществления видов деятельности, указанных в пункте 4 настоящего Положения,

- в отношении получателя субсидии не должны осуществляться процедуры ликвидации и несостоятельности (банкротства),

- деятельность заявителя на день рассмотрения заявления не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,

- получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов,

- получатель субсидии не должен получать средства из соответствующего бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, определенные настоящим Положением.

Субсидия предоставляется получателю субсидии в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

1. Текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов;

2. Текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения;

3. Перевозка биологических отходов.

В 2015-2017 гг. получателем субсидии в соответствии с Постановлением Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 являлось Предприятие.

Настоящее Постановление вступило в силу с 01.08.2015.

  1. Между тем, на основании вышеуказанного постановления Администрации г. Черногорска 14.01.2015 (ранее даты вступления в силу рассматриваемого постановления) между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов; на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, монтаж, установка и текущее содержание технических средств организации дорожного движения.

Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 6 864 425, 13 рублей.

Субсидия предоставлялась Предприятию в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих Предприятию на праве хозяйственного ведения, из бюджета города Черногорска на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, утвержденными в установленном порядке.

Срок действия соглашения – с 01.01.2015 по 31.12.2015. Соглашение о предоставлении субсидии досрочно расторгнуто 31.07.2015.

Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 06.04.2015, 25.06.2015 объем субсидии был скорректирован и составил 20 242 682,02 рублей.

  1. Кроме того, 01.08.2015 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 2 765 797, 10 рублей.

Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 23.09.2015, 28.10.2015 объем субсидии был скорректирован и составил 4 590 527, 75 рублей.

Срок действия соглашения – с 01.08.2015 по 31.12.2015.

  1. Также 01.08.2015 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 3 074 140, 93 рублей.

Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 23.09.2015, 07.10.2015, 28.10.2015 объем субсидии был скорректирован и составил 6 514 077, 03 рублей.

Срок действия соглашения – с 01.08.2015 по 31.12.2015.

  1. 01.08.2015 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на монтаж и текущее содержание технических средств организации дорожного движения. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 1 593 847, 72 рублей.

Срок действия соглашения – с 01.08.2015 по 31.12.2015.

  1. 15.01.2016 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на монтаж и текущее содержание технических средств организации дорожного движения. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 380 841, 73 рублей.

Срок действия соглашения – с 01.01.2016 по 31.12.2016. Соглашение о предоставлении субсидии досрочно расторгнуто 26.01.2016.

  1. 15.01.2016 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 516 301, 93 рублей.

Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 27.01.2016, 28.01.2016, 24.02.2016, 27.04.2016, 25.05.2016, 27.06.2016, 21.09.2016, 23.11.2016, 21.12.2016 объем субсидии был скорректирован и составил 12 112 543, 66 рублей.

Срок действия соглашения – с 01.01.2016 по 31.12.2016.

  1. 15.01.2016 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 1 275 606, 63 рублей.

Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 27.04.2016, 25.05.2016, 27.06.2016, 21.09.2016, 23.11.2016, 21.12.2016 объем субсидии был скорректирован и составил 10 814 406, 63 рублей.

Срок действия соглашения – с 01.01.2016 по 31.12.2016.

  1. 27.01.2017 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 10 534 285, 21 рублей.

Дополнительные соглашения к соглашению от 29.05.2017, 28.06.2017 не корректировали объем предоставляемой субсидии.

Срок действия соглашения – с 01.01.2017 по 31.12.2017.

  1. 27.01.2017 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 5 708 780, 39 рублей.

Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 30.03.2017, 23.05.2016, 28.06.2017 объем субсидии был скорректирован и составил 8 990 780, 39 рублей.

Срок действия соглашения – с 01.01.2017 по 31.12.2017.

Таким образом, общий объем выделенных Предприятию субсидий в 2015 году составил 32 941 134, 52 рублей, в 2016 году – 23 307 792, 02 рублей, в 2017 году – 19 525 065, 60 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пунктам 5, 24 и 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа отнесены к вопросам местного значения.

В силу части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий муниципальных органов.

Материалами проверки установлено, что работы по текущему содержанию и ремонту городских территорий и объектов; по текущему содержанию автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения осуществляются за счет бюджетных средств, выполнение данных работ является потребностью города Черногорска, а также необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

В силу пункта 1 части 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Рассматриваемое постановление Администрации г. Черногорска установило не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальные предприятия, - осуществляющие деятельность на территории муниципального образования город Черногорск, что само по себе является нарушением действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

МП «Благоустройство» является хозяйствующим субъектом на рынке выполнения работ по благоустройству, уборке и озеленению.

К полномочиям Администрации города Черногорска как исполнительного органа местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, в том числе управление муниципальной собственностью (п. 1 ст. 32 Устава города Черногорска), организация содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах города (п. 7 ст. 32 Устава города Черногорска), организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 6 ст. 36 Устава города Черногорска), организация благоустройства и озеленения территории города (п. 7 ст. 36 Устава города Черногорска).

Работы по текущему содержанию и ремонту городских территорий и объектов; по текущему содержанию автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения являются конкурентным видом деятельности. Следовательно, такие работы могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от форм собственности, а не только муниципальными предприятиями. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к указанным работам не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом финансирование затрат на работы для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов.

Таким образом, удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения Администрацией г. Черногорска бюджетных средств Предприятию без проведения торгов для муниципальных нужд следует признать нарушением требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в данномслучае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекты, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

 

По результатам анализа представленных документов иных признаков нарушений антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Черногорска не выявлено.

Прилагаемые документы: отсутствуют.

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

_________________________________                            <…>

 

_________________________________                            <…>

 

_________________________________                            <…>

 

_________________________________                            <…>

С актом проверки ознакомлен (а):

 

20

17

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

Копию акта со всеми приложениями (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) получил (а):

 

20

17

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт_____________________________________________________________

 

 

Руководитель инспекции:

_________________________________                                     <…>