Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электроэнергии.

Основанием для проведения анализа оценки состояния конкурентной среды является решение о возбуждении дела, принятое по результатам рассмотрения заявления ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Хакасэнерго» на действия ООО «СУЭК-Хакасия» по признакам нарушения ООО «СУЭК-Хакасия» части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ о возбуждении дела №60-А-11 от 02.11.2011 №353, определение о назначении дела № 60-А-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 03.11.2011г.), на основании которого получено  поручение (служебная записка) председателя  Комиссии Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Настоящий анализ проводится в соответствии с п. 3.7 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5.

 

Целью настоящего анализа является изучение сложившихся характеристик товарного рынка.

 

Законодательной и нормативной базой для данного заключения служат:

 

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции);
  • Федеральный закон от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы  оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» (далее Правила недискриминационного доступа);
  • Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026 (далее – Порядок анализа рынка);
  • Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее Административный регламент);
  •  «Общероссийский классификатор по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007г. №329-ст);
  • Материалы дела № 60-А-11.

 

  • Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

В соответствии с Главой II Порядка анализа рынка для рассмотрения дела № 60-А-11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «СУЭК-Хакасия» требуется провести  ретроспективный анализ состояния конкурентной среды, т.е. необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка.

Исследование товарного рынка проводится на основании документов и материалов,  поступивших в течение рассмотрения дела № 60-А-11, на момент проведения настоящего анализа.

ОАО «МРСК Сибири» обратилось в ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. от 10.12.2010 №03-11676) с заявкой о заключении договора на осуществление технологического присоединение реконструируемой ПС 35/6 Кирзавод новая.  

Исходя из вышесказанного период исследования товарного рынка определим начиная с выдачи технических условий, то есть с 12.12.2010г. до момента  поступления заявления в Хакасское УФАС России.

Временной интервал исследования товарного рынка - с 10.12.2010г.  по настоящий момент.

 

  • Определение продуктовых  границ  товарного  рынка.

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с главой III Порядка анализа рынка.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занимающийся производством, реализацией товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передачи электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.11.2011 №692 ООО «СУЭК-Хакасия» осуществляет дополнительный вид деятельности – передача электроэнергии. Следовательно, ООО «СУЭК-Хакасия» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта, субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен  в «Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС2002)» (принят и введен Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) в разделе Е – Электроэнергия, газ, пар и вода; подраздел ЕА – Электроэнергия, газ, пар и вода; класс – электроэнергия, газ, пар и вода с кодом 40; подкласс – услуги по производству, передаче и распределению электроэнергии с кодом 40.1; группа – услуги по передаче электроэнергии с кодом 40.12; подгруппа 40.12.1 услуги по передаче электроэнергии с кодом 40.12.10.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила) определено, что сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услугой по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Таким образом, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии ввиду единства экономического процесса по передаче электроэнергии услуга по предоставлению технологического присоединения  энергопринимающих устройств к электрическим сетям и услуга по передаче электрической энергии являются единой услугой по передаче электрической энергии. Кроме того, законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил возможность разделения этих видов экономической деятельности, установив императивное требование об обязательности заключения договора об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

На момент рассмотрения дела между ООО «СУЭК-Хакасия» и ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Хакасэнерго» не заключен договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии реконструируемой ПС 35/6 кВ Кирзавод новая.

 

Свойства услуги по передаче электрической энергии, определяющих выбор покупателя:

 

  • Функциональное назначение, цель потребления услуги и ее потребительские свойства – мероприятия по передаче электрической энергии при условии соблюдения хозяйствующим субъектом Правил недискриминационного доступа и наличии технической возможности.
  • Целью потребления услуги является электроснабжение реконструируемой ПС 35/6 кВ Кирзавод новая;
  • Применение услуги -  профессиональное использование, для осуществления электроснабжения реконструируемой ПС 35/6 кВ Кирзавод новая;
  • Качественные, технические характеристики – соблюдение определенных процедур в том числе технологического присоединения, определенных Правилами;
  • Цена - Пунктом 27 Правил установлено, что при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается. В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
  • Сроки выдачи технических условий на технологическое присоединение - Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Из пунктов 7, 8 Правил недискриминационного доступа следует, что для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной мощности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение, которая рассматривается  в сроки, установленными Правилами недискриминационного доступа.

 

При определении взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции покупатели фактически не заменяют и не готовы заменять услугу по передаче электрической энергии в процессе потребления. приобретаемую в одни периоды времени, этой же услугой, приобретаемой в другие периоды времени. Эта услуга характеризуется необходимостью выполнения определенных технических условий с обеих сторон. Только после осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств возможно осуществление энергоснабжения. Покупатель ограничен в выборе этого товара (услуги) и не имеет возможности заменить эту услугу какой-либо другой.

Услуги по  передаче электроэнергии являются фондоемким производством, с существенным удельным весом основных активов. Существует объективная необходимость в значительных текущих затратах на бесперебойное поддержание работоспособности основных производственных средств. Рассматриваемый рынок услуг передаче электроэнергии может осуществляться только при наличии соответствующего оборудования - электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства не имеет заменителей.

Услуга по передаче электрической энергии является не взаимозаменяемой.

 

На основании вышеизложенного продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка  будут являться – услуги по передаче электрической энергии.

 

 

  • Определение географических границ товарного рынка.

                

Определение географических границ товарного рынка определено в соответствии с главой IV Порядка анализа рынка.

 Процедура определения границ территории на которой покупатель (покупатели) приобретают или имеют экономическую возможность приобрести услугу и  не имеют такой возможности за ее пределами (определение географических границ рынка) включает:

 

 

Продавцы

Покупатели

Хозяйствующие субъекты оказывающие услуги по передаче электрической энергии (сетевые организации)

Юридические и физические лица, желающие получать услуги по передаче электрической энергии.

 

 

Согласно материалов дела № 60-А-11 покупатель филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» приобретает услуги по передаче электрической энергии (технологического присоединения) у продавца ООО «СУЭК-Хакасия».

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 14.11.2008  серия 19 АА №156335 ООО «СУЭК-Хакасия» принадлежат на праве собственности воздушная линия электропередач ЛЭП-35кВ Фидер от опоры №41 (от ОРУ-35кВ) до портала ОРУ-35кВ РП-1. А также, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 14.11.2008г серия 19 АА №156338, ООО «СУЭК-Хакасия» принадлежит на праве собственности воздушная высоковольтная линия электропередачи ЛЭП-358кВ без части сооружения опоры №41 (от ОРУ-35кВ0 до портала ОРУ-365кВ РП-1.

Исходя из схем расположения энергопринимающих устройств, имеющихся в материалах дела реконструируемой ПС 35/6 кВ Кирзавод новая возможно подключить только к сетям ООО «СУЭК-Хакасия».

В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения. На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, Пункта 10 Правил, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

 

Условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателем:

 

  • Использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (энергетических установок);
  • Неразрывностью или строгой последовательностью процессов услуг по передаче  электрической энергии и связанным с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям.
  • Невозможность компенсации недопроизводства услуги в один период за счет более интенсивного их производства в другой;
  • Необходимость четкой взаимоувязки на всех стадиях производственного процесса (только после выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) возможно получение услуг по подаче и передаче электроэнергии);
    • Отсутствует возможность перемещения услуги по передачи электрической энергии (технологическому присоединению энергопринимающих устройств) от покупателя к продавцу. Продавец услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств – ООО «СУЭК-Хакасия» может только в одностороннем порядке оказывать  услугу, по месту расположения электрических сетей.  Строительство новых электрических сетей, установка новых энергопринимающих устройств требует  значительных материальных затрат. Покупатель не может изменить район продаж (место нахождения электрических сетей);

 

Исходя из условий обращения услуги по передачи электроэнергии) технологическому присоединению энергопринимающих устройств  покупатели приобретают услугу  у продавца, к сетям которого имеется доступ у покупателя.

При определении географических границ, в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции технически  приобрести товар за пределами территории ООО «СУЭК-Хакасия», ограниченной объектами электросетевого хозяйства,  не возможно.

Определим границу территории на которой покупатель  - филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» приобретает услугу по передаче электроэнергии у  продавца ООО «СУЭК-Хакасия» -  границами   электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ООО «СУЭК-Хакасия».

 

 

  • Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

 

Продавцы

покупатели

ООО «СУЭК-Хаксия»

Филиал ОАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго»

 

 

  • Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Расчет общего объема товарной массы в обороте с 10.12.2010г.  по настоящий момент на услуги по передаче электрической энергии  в пределах географических границ электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ООО «СУЭК-Хакасия» и долей хозяйствующих субъектов на рынке определяется на основании объема передачи электроэнергии потребителям через сети ООО «СУЭК-Хакасия».

Объем передачи электроэнергии потребителям через сети ООО «СУЭК-Хакасия»:

в 2010 году составил 283 471,1 тыс. кВтч;

в 2011 году составил 198 410,9 тыс. кВтч.

 

 

 

Доля ООО «СУЭК-Хакасия» на рынке услуг по услуг по передаче электрической энергии в географических границах  электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ООО «СУЭК-Хакасия» приближена к 100 %.

 

 

VI. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • Коэффициент рыночной концентрации;
  • Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Коэффициент рыночной концентрации

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке, выраженная в процентах, определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Продавцом (поставщиком) рассматриваемого рынка услуг по передаче электрической энергии за указанный период времени в географических границах рассматриваемого рынка является единственный хозяйствующий субъект  – ООО «СУЭК-Хакасия», его доля превышает 50 %.

Показатели рыночной концентрации на этом рынке: CR1 приближен к  100%. 

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) сумма квадратов долей на товарном рынке, выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

HHI приближен  к 10000.

Рынок является высококонцентрированным, конкуренция не развита.  

 

VII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Показатели рыночной концентрации на этом рынке: CR1 приближен к  100%. 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  HHI приближен  к 10000.

Рынок услуг по передаче электрической энергии ООО «СУЭК-Хакасия» является высококонцентрированным  и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

 

  • Вывод.

 

Имеются признаки доминирования у хозяйствующего субъекта ООО «СУЭК-Хакасия».

Рекомендуем  Комиссии Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства признать положение ООО «СУЭК-Хакасия»

за определенный период- с 10.12.2010г.  по настоящий момент;

в продуктовых границах – услуги по передаче электрической энергии;

в географических границах - границы  электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ООО «СУЭК-Хакасия»,

доминирующим.