• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по подаче горячей воды в географических границах г. Абакана в пределах магистральных сетей МП «АТС»

 

  1. Общие положения.

 

Основанием для проведения анализа оценки состояния конкурентной среды является решение о возбуждении дела, принятое по результатам рассмотрения заявления Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия на действия муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские тепловые сети» (далее – МП «АТС»)  по признакам нарушения МП «АТС»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (приказ о возбуждении дела № 68-А-11 от 07.12.2011 г. № 388, определение о назначении дела № 68-А-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.12.2011 г.), на основании которого получено поручение (служебная записка) председателя Комиссии Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Настоящий анализ проводится в соответствии с пунктом 3.7 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5.

Целью настоящего анализа является изучение сложившихся характеристик товарного рынка.

 

Законодательной, нормативной и информационной базой для данного заключения служат:

 

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции);
  • Федеральный закон  от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»;
  • Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026 (далее – Порядок анализа рынка);
  • Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее – Административный регламент);
  • «Общероссийский классификатор по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007г. №329-ст);
  •  Методика определения продуктовых и географических границ рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий, утвержденная Решением Президиума ФАС России от 01.02.2012 №3 (далее Методические рекомендации);
  • Материалы дела №68-А-11.

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

В соответствии с Главой II Порядка анализа рынка для рассмотрения дела № 68-А-11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП «АТС» по заявлению Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (далее ГЖИ РХ) требуется провести ретроспективный анализ состояния конкурентной среды, т.е. необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка.

Исследование товарного рынка проводится на основании документов и материалов, поступивших в течение рассмотрения дела № 68-А-11, на момент проведения настоящего анализа.

В материалах дела имеется информация, в том числе данные приборов учета о том, что МП «АТС» снижало температуру поставляемой горячей воды на границе раздела в летний период до 40 градусов С и ниже.

Между МП «АТС», являющейся энергоснабжающей организацией и управляющими компаниями заключены типовые договоры на подачу тепловой энергии и горячей воды через присоединенную сеть. Срок действия договоров пролонгируется ежегодно.

Также в материалах дела имеются счета-фактуры на оплату горячей воды, предъявленные управляющим компаниям за  период 2011 год.

Покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении услугу по подаче горячей воды МП «АТС», приобретаемую в одни периоды времени, этой же услугой, приобретаемой в другие периоды времени. Эта услуга характеризуется стабильностью поставок в течение года.

Исходя из вышесказанного, период исследования товарного рынка определим начиная с 01.01.2011 г. до момента проведения настоящего анализа.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с главой III Порядка анализа рынка.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены как услуги по подаче горячей воды.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, данный вид услуги является товаром.

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен  в «Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС2002)» (принят и введен Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) в разделе Е – Электроэнергия, газ, пар и вода; подраздел ЕА – Электроэнергия, газ, пар и вода; класс – электроэнергия, газ, пар и вода с кодом 40; подкласс – пар и горячая вода (тепловая энергия), с кодом 40.3; группа – пар и горячая вода (тепловая энергия), услуги по передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии)  с кодом 40.30; подгруппа – пар и горячая вода  (тепловая энергия), услуги по передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) с кодом 40.30.1; вид - пар и горячая вода  (тепловая энергия), услуги по передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) с кодом 40.30.10; категория – услуги по распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) по коммунальным распределительным сетям с кодом 40.30.10.160; подкатегория – услуги горячего водоснабжения населения с кодом 40.30.10.162.

Между МП «АТС», являющейся энергоснабжающей организацией и управляющими компаниями заключены типовые договоры на подачу через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду. Предмет договора энергоснабжающая организация обязуется подавать тепловой энергии и горячей воды через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) сетей, установленной актом разграничения.

Свойства услуги по подаче горячей воды, определяющие выбор покупателя:

  • Функциональное назначение, цель потребления услуги и ее потребительские свойства – услуга по подаче горячей воды. Целью потребления услуги является снабжение горячей водой населения;
  •  Применение услуги -  потребление;
  • Качественные, технические характеристики – соблюдение определенных правил и норм, в соответствии с законодательством РФ;
  • Цена – Тарифы на горячее водоснабжение на розничном рынке регулируют органы исполнительной власти субъектов РФ. На территории Республики Хакасия тарифы на горячее водоснабжение устанавливает Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия.

Услуга, потенциально являющаяся взаимозаменяемой для услуги по поставке горячей воды - эта услуга, входящая вместе с рассматриваемой услугой в одну классификационную группу общероссийских классификаторов.

В «Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС2002)» (принят и введен Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) в разделе Е – Электроэнергия, газ, пар и вода; подраздел ЕА – Электроэнергия, газ, пар и вода; класс – электроэнергия, газ, пар и вода с кодом 40; подкласс – пар и горячая вода (тепловая энергия), с кодом 40.3; группа – пар и горячая вода (тепловая энергия), услуги по передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) с кодом 40.30. Услуга горячего водоснабжения населения по своим существенным свойствам не может быть сопоставима с услугой, входящей в эту же классификационную группу.

При определении взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции покупатели также фактически не заменяют и не готовы заменять услуги по поставке горячей воды в процессе потребления на потенциально взаимозаменяемую.

Услуга по подаче горячей воды является не взаимозаменяемой.

На основании вышеизложенного продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка будут являться – услуги по подаче горячей воды.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка.

 

Определение географических границ товарного рынка определено в соответствии с главой IV Порядка анализа рынка.

Географические границы товарного рынка определим границей территории, на которой покупатель (покупатели) приобретают или имеют экономическую возможность приобрести услугу и  не имеют такой возможности за ее пределами.

Предварительно географические границы ограничены в пределах тепловых сетей МП «АТС». 

 

Продавцы

Покупатели

Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по подаче горячей воды.

Хозяйствующие субъекты,  желающие получать и заключившие договор на оказание услуги по подаче  горячей воды.

 

МП «АТС», согласно договора обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) сетей, установленной актом разграничения.

Согласно схеме города Абакана с магистральными тепловыми сетями, имеющейся в материалах дела часть районов города Абакан обеспечивается только магистральными сетями, принадлежащими МП «АТС».

Получать (подавать) горячую воду возможно только по тепловым сетям (то есть одновременно получая (подавая) услуги по передаче тепловой энергии). Услуги по подаче и передаче тепловой энергии и горячей воды неразрывно связаны между собой. 

В соответствии с данными Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения г. Абакана на период 2011 – 2014 годы, утвержденной решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.04.2011 № 329, МП «АТС» осуществляет следующие виды деятельности,  в том числе реализация тепловой энергии собственной выработки и приобретенной у энергоснабжающих организаций. На балансе у МП «АТС» находится 135,9 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении.

Согласно Методических рекомендаций географические границы необходимо определить исходя из технологического критерия. Технологический критерий предусматривает определение границ товарного рынка исходя из наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), а также возможностей приобретателей (потенциальных потребителей) по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).  МП «АТС» имеет магистральные сети.  Доступ к магистральным сетям имеют хозяйствующие субъекты желающие получать и заключившие договор на оказание услуги по подаче  горячей воды.

Условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателем:

  • Использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (теплосети);
  • Невозможность компенсации недопроизводства услуги в один период за счет более интенсивного их производства в другой;
  • Необходимость четкой взаимоувязки на всех стадиях производственного процесса;
  • Отсутствует возможность перемещения услуги по поставке тепловой энергии и горячей воды от покупателя к продавцу. Продавец услуги по поставке горячей воды – МП «АТС» может только в одностороннем порядке оказывать  услугу, по месту расположения тепловых сетей.  Строительство новых тепловых сетей требует  значительных материальных затрат. Покупатель не может изменить район продаж (место нахождения тепловых сетей);

Исходя из условий обращения услуги по подаче горячей воды,  покупатели приобретают услугу  у продавца, к сетям которого имеется доступ у покупателя.

При определении географических границ в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что технически приобрести товар за пределами территории МП «АТС» ограниченной тепловыми сетями,  без осуществления значительных материальных и временных затрат на прокладку новых тепловых сетей не возможно.

На основании вышесказанного определим границу территории, на которой покупатель  - Хозяйствующие субъекты,  желающие получать и заключившие договор на оказание услуги по подаче  горячей воды приобретает услугу по подаче горячей воды у продавца МП «АТС» -  границами г. Абакана в пределах магистральных сетей, принадлежащих МП «АТС».  

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. Установлено, что на рассматриваемом товарном рынке подача горячей воды возможна только по разводящим тепловым сетям, принадлежащим МП «АТС». На основании вышесказанного: 

 

Продавец

Покупатель

МП «АТС»

Хозяйствующие субъекты, желающие получать и заключившие договор на оказание услуги по подаче горячей воды.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Расчет общего объема товарной массы в обороте с 01.01.2011 г. до момента проведения настоящего анализа на услуги по подаче горячей воды МП «АТС» в географических границах г. Абакана в пределах магистральных сетей, принадлежащих МП «АТС»  и долей хозяйствующих субъектов на рынке определяется на основании объема оказанных услуг.  

На момент проведения настоящего исследования данных по объемам подачи горячей воды не имеется.

Однако, исходя из настоящего исследования и материалов дела можно сделать следующий вывод. Продавцом на рынке услуг по подаче горячей воды в географических границах г. Абакана, ограниченных магистральными сетями МП «АТС» является единственный хозяйствующий субъект – МП «АТС». Значит доля МП «АТС» на рынке услуг по подаче горячей воды в период с 01.01.2011 года до момента проведения настоящего анализа  в географических границах г. Абакана, ограниченных магистральными сетями МП «АТС» приближена к 100 %.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • Коэффициент рыночной концентрации;
  • Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Коэффициент рыночной концентрации

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке, выраженная в процентах, определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Продавцом (поставщиком) рассматриваемого рынка услуг по подаче горячей воды МП «АТС»  за указанный период времени в географических границах рассматриваемого рынка является единственный хозяйствующий субъект  –  МП «АТС», его доля превышает 50 %.

Показатели рыночной концентрации на этом рынке: CR1 приближен к  100%. 

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) сумма квадратов долей на товарном рынке, выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

HHI приближен к 10000.

Рынок является высококонцентрированным, конкуренция не развита.  

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Показатели рыночной концентрации на этом рынке: CR1 приближен к  100%. 

 Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  HHI приближен  к 10000.

Рынок услуг по подаче горячей воды МП «АТС» является высококонцентрированным  и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

  1. Вывод.

 

Имеются признаки доминирования у хозяйствующего субъекта МП «АТС».

Рекомендую  Комиссии Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства признать положение  МП «АТС»

за определенный период – с 01.01.2011 г до момента проведения настоящего анализа;

в продуктовых границах – услуги по подаче горячей воды;

в географических границах города Абакана в пределах магистральных сетей МП «АТС»

доминирующим.