Обзор состояния конкурентной среды на рынке сырого молока

Обзор состояния конкурентной среды на рынке сырого молока

 

 

I.  Общие положения

 

Обзор состояния конкурентной среды на рынке сырого молока проводится во исполнение пункта 1.1 Плана работы ФАС России по обзору и  анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы приложения 1 к приказу ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О Плане работы ФАС России по обзору и  анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы». Обзор проводится в  соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» и в соответствии с Методическими рекомендациями  ФАС России  от 07.12.2010 № ЦА/43327.

Целью настоящего обзора является анализ и оценка конкурентной среды на рынке сырого молока.

Законодательной и нормативной базой для данного заключения служат:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»;

- Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026;

 - Методические рекомендации по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока (письмо ФАС России от 07.12.2010 № ЦА/43327);

- Общероссийский классификатор по видам экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст;

Информация, представленная в адрес Хакасского УФАС России:

- Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

- Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия;

- хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в Республике Хакасия на рынке сырого молока:

  • ООО «Сыродел»;
  • ООО СПК «Сибирь»;
  • ООО «Иван да Марья»;
  • ООО «Элеватор-сервис»;
  • ООО «Зорькино»;
  • ОАО «Саянмолоко»;
  • СППК «Бондаревский»;
  • ИП Малыхина И.В.

- материалы официальных сайтов органов государственной власти Республики Хакасия, сообщения средств массовой информации.

II.  Определение временного интервала исследования.

В соответствии  с Методическими рекомендациями ФАС России анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проводится за период 2008-2010 гг.

 

III.  Определение  продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых
границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление
свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров,
потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,
определение взаимозаменяемых товаров.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и
безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено
понятие продовольственного сырья - сырье растительного, животного,
микробиологического, минерального и искусственного происхождения и
вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко.
Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический
регламент на молоко и молочную продукцию» (далее - Технический
регламент) даны понятия молока и сырого молока.

Молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных
желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или
нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без
каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо
веществ из него.

Сырое молоко — это молоко, не подвергавшееся термической обработке
при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате
которой изменяются его составные части.

Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье,
кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно
коровье молоко.

Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены
требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6
статьи 5 технического регламента, массовая доля сухих обезжиренных
веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%.
Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%,
должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при
температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение
для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому
молоку, используемому для производства пищевых продуктов с
определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться
дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4
Технического регламента.

Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое»
установлены определенные нормы по физико-химическим показателям
(кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания). В
частности, молоко 1 сорта должно иметь кислотность от 16,00 до 18,00 град.,
группу чистоты не ниже 1, плотность не менее 1027,0 кг/куб.м, температуру
замерзания не выше минус 0,52 °С. В пункте 4.6 ГОСТа было
предусмотрено, что базисная общероссийская норма массовой доли жира молока натурального коровьего - 3,4%; базисная норма массовой доли белка
- 3%.

В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное
коровье молоко (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и
несортовое.

Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья
для производства молочной продукции, можно отметить, что
технологический процесс изготовления отдельных видов продукции
молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим
молоком.

Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока.
Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем
сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов сухое
молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного
рынка.

Во-вторых, в связи с вступлением в действие Технического регламента
на молоко и молочную продукцию, принятого в том числе в целях
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и
устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной
продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации
молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки
соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли
требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной
продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.

Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и
кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе
продуктов питания и большинство населения не готово заменить
натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на
стороне натурального коровьего молока.

Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам
признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в
процессе производственного потребления (переработки), учитывая
различные качественные характеристики, применение и функциональное
назначение.

Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика)
относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую
очередь действующими нормативными документами (в том числе
Техническим регламентом); функциональным назначением товара
(приобретение молока - сырья с целью переработки и производства молока и
молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его
качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и
предпочтения конечного потребителя.

В соответствии с общероссийским классификатором видов
экономической деятельности (ОКВЭД) сырое молоко классифицировано в
подгруппе 012000 («Продукция животноводства»).

Технологические схемы производства большинства видов молочной
продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.

Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими
предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного
товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья
сельхозпроизводителями - реализация ими молока - закупка молока
перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней
стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного
рынка.

Учитывая изложенное, продуктовые границы анализируемого рынка
определены как молоко сырое для последующей переработки.

При этом, в силу изложенных выше требований к сырью для
производства молочной продукции и требований к самой молочной
продукции, а также принимая во внимание, что сельхозпроизводители не
могут предложить перерабатывающим предприятиям иной товар, в том числе
сухое молоко, в рассматриваемой сфере обращения товара (молока сырого)
этот товар не имеет заменителей.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со
статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» основывается на экономической, технической или иной
возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на
территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой
возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и
возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных
географических границах.

Сведения о составе хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке (покупателей сырого молока с указанием поставщиков/производителей молочного сырья) приведены в Таблице 1 настоящего обзора.

Перечень покупателей (предприятий-переработчиков) сырого молока, действующих на территории Республики Хакасия

(с   указанием поставщиков молочного сырья)

Таблица 1.

Предприятие- переработчик сырого молока

Производители/поставщики сырого молока

Географические границы

1.

ОАО «Саянмолоко»

1.1 Краснотуранский район

Южные районы Красноярского края

 

 

1.2 Курагинский район

 

 

1.3 Шушенский район

 

 

1.4 Минусинский район

 

 

1.5 Идринский район

 

 

1.6 Боградский район

Республика Хакасия

 

 

1.7 Орджоникидзевский район

 

 

1.8 Таштыпский район

 

 

1.9 Бейский район

2.

ООО «Зорькино»

2.1 Минусинский район

Южные районы Красноярского края

 

 

2.2 Шушенский район

3.

ООО СПК «Сибирь»

3.1 Усть-Абаканский район

Республика Хакасия

 

 

3.2 Таштыпсий район

 

 

3.3 Алтайский район

 

 

3.4 Боградский район

 

 

3.5 Ширинский район

4.

ООО «Сыродел»

4.1 Усть-Абаканский район

Республика Хакасия

 

 

4.2 Алтайский район

 

 

4.3 Таштыпский район

5.

ООО «Элеватор Сервис»

Таштыпский район

 

6.

ООО «Иван да Марья»

6.1 Бейский район

Республика Хакасия

 

 

6.2 Боградский район

7.

СППК «Бондаревский»

Бейский район

 

 

Как следует из представленных сведений, на молочные предприятия, расположенные  на территории Республики Хакасия, молочное сырье поставляется как из районов Республики Хакасия, так и из близлежащих  южных районов Красноярского края: Краснотуранского, Курагинского, Шушенского, Минусинского, Идринского.

Решающими факторами, влияющими на географические границы исследуемого товарного рынка  являются  удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств. В первую очередь предприятия-переработчики закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших
районов.

При этом с учетом географического расположения Республики Хакасия и местонахождения перерабатывающих предприятий (ОАО «Саянмолоко», ООО «Зорькино», осуществляющие закуп молока-сырья в южных районах Красноярского края, расположены на территории, граничащей с Красноярским краем), основной объем поставки сырого молока осуществляется с близлежащих территорий.

Согласно информации, представленной предприятиями – переработчиками молока-сырья, в большинстве случаев производственные мощности предприятий фактически загружены в летний период до 60-80 %, в зимний период – на 20-50 %.

В связи с нехваткой сырья перерабатывающие предприятия (в основном это касается крупных перерабатывающих предприятий) вынуждены закупать и ввозить сырое молоко и из более отдаленных районов с целью обеспечения загрузки производственных мощностей, что расширяет фактические границы деятельности участников рынка. Так ОАО «Саянмолоко» (наиболее крупный производитель молочной продукции в Республике Хакасия) осуществляет закуп молока как на близлежащих территориях, так и достаточно отдаленных от завода (Орджоникидзевский район Республики Хакасия, Идринский, Краснотуранский район Красноярского края). Практически со всеми поставщиками сырого  молока у ОАО «Саянмолоко» действуют долгосрочные договорные отношения,  при которых оговорены условия поставки молока, способы его доставки. Молоко закупается ежедневно в течение всего года в объемах, которые поставщик имеет возможность поставить.

В то же время, несмотря на то, что потребность предприятий-переработчиков в сырье удовлетворяется не полностью (по отношению к установленной производственной мощности предприятия), объем перерабатываемого молока-сырья также зависит от возможностей предприятия реализовать произведенную продукцию. В целях исполнения договорных отношений с Поставщиками сырого молока ОАО «Саянмолоко» закупается  все предложенное поставщиками молоко, неиспользованное в производстве молоко передается на сторону (Компания «Юнимилк», Красноярск).

Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, организованы и действуют охладительные пункты (как на территории Красноярского края (Идринский. Белоярский, Тубинский), так и на территории Республики Хакасия (Копьевский)), на которых организован сбор, охлаждение, хранение, первичная переработка и отгрузка молока на завод.  Некоторые крупные поставщики сырого молока на ОАО «Саянмолоко» имеют свои охладительные пункты (ОАО «Искра Ленина», ОАО П/з «Краснотуранский», ООО «Возрождение»).

Транспортировка молока осуществляется автотранспортом (либо покупателя, либо поставщика молока – по договоренности). В случае транспортировки молока поставщиком, доставка им осуществляется только до охладительных пунктов. Транспортировка молока с охладительных пунктов в целях оптимизации затрат осуществляется оптом автотранспортом ОАО «Саянмолоко» (вместимостью до 30 тн.). Практически все молоко, поступающее на завод, доставляется через охладительные пункты. 

Ряд предприятий-переработчиков сырого молока, ежедневно производя закуп молока, доставку до предприятия осуществляют собственным автотранспортом. В большинстве случаев с поставщиками молока-сырья имеются долгосрочные договора. Более мелкие предприятия-переработчики указывают на отсутствие возможности (экономической, технической) приобретения сырого молока за пределами существующей географии поставок.

Цена на принимаемое в переработку сырье  формируется с учетом базисной и фактической жирности, массовой доли белка молока-сырья, его качества (сортности), транспортных расходов, сезонного фактора.

В договорах поставки ОАО «Саянмолоко» определен, в том числе  порядок формирования закупочных цен на сырое молоко, единый для всех поставщиков. Стоимость 1 кг. молока зависит от качества молока (его сортности), % жира и белка, а также надбавки, величина которой состоит из величины затрат на транспортировку, в случае доставки молока до охладительного пункта поставщиком. С июня 2009 г. цена 1 кг. молока определяется по формуле:

БЦ×(Факт.белок/Базисн.Белок(3,0)×0,6+Факт.жирн./Базисн.жирн.(3,4)×0,4)×Кк + Н, где

БЦ – базовая цена;

Кк – коэффициент качества (в зависимости от сортности молока);

Н – надбавка.

При этом в случае поставки молока цельного неохлажденного (температура выше + 10 С°) базовая цена за 1 кг. молока м.д.ж. 3,4 % снижается на 0,3 руб.

 Договорами предусмотрена возможность изменения покупателем стоимости  сырого молока в связи с изменением рыночной конъюнктуры на рынке молока Республики Хакасия и Красноярского края.  Изменение закупочных цен поставщиком и покупателем согласовывается. Зависимость цен на сырое молоко от его качественных показателей стимулирует поставщиков работать над качеством сырья. В течение 2010 г.  базовая цена  на сырое молоко практически не изменялась (в том числе, в зимний и летний период).

С учетом изложенного  географическими  границами рассматриваемого товарного рынка целесообразно считать территорию, включающую административные границы Республики Хакасия и ряд прилегающих южных районов Красноярского края (при этом в отдельных случаях географическими границами рынка являются отдельные муниципальные образования (районы) или группа муниципальных образований в пределах Республики Хакасия).

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на
товарном рынке

 

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на
рынке сырого молока – покупателями являются предприятия-переработчики
молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и
индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по
переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции:
молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной
продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами
сырого молока) являются сельскохозяйственные предприятия различных
организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО,
агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства
населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и
переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются
условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями
расчетов.

Идентификация хозяйствующих субъектов

 

В  составе хозяйствующих субъектов – переработчиков сырого молока, действующих на указанном товарном рынке Республики  Хакасия, по информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия РХ выявлены следующие хозяйствующие субъекты:

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность

на рынке закупки сырого молока Республики Хакасия

Таблица 2.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Юридический адрес

ИНН

Состав учредителей/

участников  их доли

1

ОАО «Саянмолоко»

пос. Шушенское, Красноярский край, 662711 (г. Саяногорск, РХ)

˂…˃

˂…˃

2

ООО «Зорькино»

с. Новоенисейка, Бейский район, РХ

˂…˃

˂…˃

3

СППК «Бондаревский»

с. Бондарево, Бейский район, РХ

˂…˃

˂…˃

4

ООО «Иван да Марья»

 д. Новокурск, Бейский район, РХ

˂…˃

˂…˃

5

ООО СПК «Сибирь»

 

пгт. Усть-Абакан, РХ

˂…˃

˂…˃

6

ООО «Сыродел»

пгт. Усть-Абакан, РХ

˂…˃

˂…˃

7

ООО «Элеватор-сервис»

 

ул. ТЭЦ  2 в, г. Абаза,  РХ

˂…˃

˂…˃

8

ИП Малыхина И.В.

с. Бондарево, Бейский район, РХ

˂…˃

˂…˃

 

Представленные сведения свидетельствуют о наличии группы лиц, в состав которой входят ООО СПК «Сибирь» и ООО «Сыродел».

Крупным покупателем сырого молока является ОАО «Саянмолоко», занятое производством обработанного жидкого молока, его переработкой и производством цельномолочной, кисломолочной продукции, масла сливочного, сметаны, сыров, творога. Номенклатурный перечень выпускаемой ОАО «Саянмолоко» продукции состоит из более 100 наименований. Общество имеет в составе два филиала на территории Республики Хакасия (Саяногорский и Копьевский) и охладительные пункты на территории Красноярского края. Фактический объем производства молочной продукции (в пересчете на молоко) в 2009 г. составил 65676 тонн, в 2010 г. – 66166 тонн.

Поставка и реализация молочной продукции ОАО «Саянмолоко» осуществляется на территории Республики Хакасия, г. Красноярска, г. Канска, г. Иркутска, г. Улан-Удэ. Заключены договора и осуществляется реализация молочной продукции через торговые сети  региона.

Кроме того, в качестве покупателей сырого молока на рассматриваемом товарном рынке выступает ряд более «молодых», имеющих меньшие производственные мощности предприятий-переработчиков. Эти предприятия  образованы в 2006-2008 гг., производят ограниченный перечень продукции, годовой объем производства молочной продукции (в пересчете на молоко) составил в 2009-2010 гг. не более 5000 тонн. Реализация произведенной такими предприятиями молочной продукции производится в основном на территории Республики Хакасия. Отдельные производители (ООО СПК «Сибирь», ООО «Зорькино»)  осуществляют поставки произведенной продукции  в соседние регионы: Красноярский край, Новосибирскую область, Республику Тыва, Алтайский край.    

  Характеризуя состав хозяйствующих субъектов – покупателей молочного сырья, необходимо также отметить следующие негативные факторы:

На одном из достаточно крупных промышленных предприятий Хакасии – ООО «Боградский сыродел» - производство временно остановлено (при этом в первой половине 2010 г. уже происходила остановка производства на пятимесячный срок). Официально завод остановлен  с целью замены оборудования  в цехе цельномолочной продукции. В то же время сложилась сложная ситуация между сдатчиками и переработчиками сырого молока в данном районе Республики Хакасия.  Сдатчики молока не могут получить деньги за свою продукцию, причем многим не произведен расчет еще с ноября 2010 г. Все фермеры пользовались услугами СПК «Молочник» - дочернего предприятия ООО «Боградский сыродел». Сбор молока осуществлялся автоцистернами  покупателя, при этом  между покупателем и  производителями не были заключены  письменные договора. Материалы проверки в рамках административного производства прокуратурой Боградского района переданы в Следственный комитет РХ, Государственную инспекцию труда по РХ.

В связи со сложившейся  ситуацией  сведения о закупках молока ООО «Боградский сыродел»  в Хакасском УФАС России  отсутствуют.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
    субъектов на рынке

 

По данным Минсельхоза Республики Хакасия, число сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Хакасия, занятых производством молока-сырья составляет 25, из них 22 сельхозпредприятия, 3 крестьянских (фермерских) хозяйства, в том числе 2 молочно-семейных фермы.

Объем производства сырого молока во всех категориях хозяйств составил:

- 2008 г. – 157,3 тыс. тонн;

- 2009 г. – 165,1 тыс. тонн;

- 2010 г. – 180,2 тыс. тонн.

Т.о. в рассматриваемом временном периоде наблюдается увеличение объемов производства молока-сырья, прирост в 2010 г. по отношению к 2008 г. составил  14,6 %. При этом увеличение производства сырого молока наблюдается как в сельскохозяйственных организациях (+7,2 %), так и в хозяйствах населения (+ 7,4 %).

В общем объеме производства сырого молока удельный вес хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств составил:

- в 2008 г. – 78,9 %;

- в 2009 г. – 79,4 %;

- в 2010 г. – 80,3 %.

Доля сельскохозяйственных организаций в структуре производства сырого молока снизилась с 21,1 % в 2008 г. до 19,7 % в 2010 г. Прирост производства молочных продуктов (в пересчете на сырое молоко) в 2010 г. по отношению к 2008 г. в Республике Хакасия составил 58,9 %. По данным Хакасстата, наблюдался значительное увеличение объемов вывоза молочных продуктов за пределы Республики Хакасия в 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции
на товарном рынке, Методическими рекомендациями по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока  объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка (без учета вывезенного молока за пределы географических границ рассматриваемого рынка и с учетом закупленного для переработки молока в других регионах).

В приложении к данному аналитическому отчету представлены объемы закупки сырого молока предприятиями-переработчиками (производителями молочной продукции).

В соответствии с представленной предприятиями-переработчиками сырого молока информации, в указанный временной период объем закупки сырого молока для целей его последующей переработки и доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, представлены в следующей таблице:

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов

на рынке сырого молока

Таблица 3.

Хозяйствующие субъекты

Объем закупки, тонн (зачет)

Доля, %

2008

2009

2010

2008

2009

2010

1. ОАО "Саянмолоко", всего

˂…˃

˂…˃

˂…˃

80,577

84,666

83,878

Красноярский край

˂…˃

˂…˃

˂…˃

 

 

 

Республика Хакасия

˂…˃

˂…˃

˂…˃

 

 

 

2. ООО "Зорькино", всего

˂…˃

˂…˃

˂…˃

5,852

6,257

5,261

Красноярский край

˂…˃

˂…˃

˂…˃

 

 

 

3. ООО СПК "Сибирь", всего

˂…˃

˂…˃

˂…˃

8,406

6,052

5,735

Республика Хакасия

˂…˃

˂…˃

˂…˃

 

 

 

4. ООО "Сыродел", всего

˂…˃

˂…˃

˂…˃

 

 

1,718

Республика Хакасия

˂…˃

˂…˃

˂…˃

 

 

 

5. ООО "Элеватор Сервис", всего

˂…˃

˂…˃

˂…˃

0,607

0,352

0,401

Республика Хакасия

˂…˃

˂…˃

˂…˃

 

 

 

6. ООО "Иван да Марья", всего

˂…˃

˂…˃

˂…˃

2,469

1,567

1,974

7. СППК "Бондаревский", всего

˂…˃

˂…˃

˂…˃

2,089

1,106

1,034

 

 

 

 

 

 

 

Объем товарного рынка

44431,093

79767,152

76393,923

 

 

 

HHI

 

 

 

6608,46

7247,99

7104,10

 

Согласно представленным данным, доля ОАО «Саянмолоко» на рынке закупки сырого молока Республики Хакасия в указанный период времени составляла более 80 % (при условии учета в объеме данного товарного рынка объемов ввоза сырого молока данным хозяйствующим субъектом с территорий соседнего региона – Красноярского края). Доли остальных хозяйствующих субъектов за период исследования находятся в пределах от 1-2 % до 5-6 %.

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Показатели рыночной концентрации  товарного рынка сырого млока представлены в следующей таблице:

 

Показатели рыночной концентрации

товарного рынка сырого молока

                                                                                  Таблица 4.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

CR1

80,577

84,666

83,878

HHI

6608,46

7247,99

7104,10

 

 

Рассматриваемый рынок сырого молока относится к типу  высококонцентрированных, конкуренция не развита. Доля ОАО «Саянмолоко» на указанном товарном рынке составляет более 80 %, при  этом доля Общества на товарном рынке в рассматриваемый период времени стабильна.

Показатель рыночной концентрации CR1 принимает значение, близкое к 100 %; индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) приближен к 10000. Т.о. рынок сырого молока Республики Хакасия относится к рынкам с высоким уровнем концентрации,  с неразвитой конкуренцией.

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

 

Производители молочного сырья находятся в неравных условиях по территориальному размещению – одни из них имеют преимущество, благодаря близости к республиканскому центру или месту расположения предприятий-переработчиков сырого молока, другие остаются менее конкурентоспособными в связи с территориальной удаленностью.

В качестве негативных  аспектов во взаимоотношениях участников данного товарного рынка и смежного с ним рынка молока и молочной продукции  перерабатывающими предприятиями отмечены следующие (как уже было отмечено, на объем закупки молока-сырья предприятием-переработчиком и его долю на товарном рынке закупки сырого молока оказывает влияние, в том числе объем выпускаемой и реализуемой им молочной продукции):

- сезонность производства молока-сырья в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянско-фермерских хозяйствах и хозяйствах населения;

- необходимость значительных инвестиций на приобретение и монтаж нового оборудования, проведения реконструкции и технологического перевооружения перерабатывающих предприятий, проведения работы по увеличению ассортимента выпускаемой продукции и повышению её качества; необходимость привлечения для этих целей кредитных ресурсов;

- высокий уровень затрат для осуществления переработки молочного сырья и производства молочной продукции: затраты на электроэнергию, транспортные расходы, ГСМ, сертификация, лабораторные исследования продукции;  при этом ежегодно отмечается резкий рост цен на промышленную продукцию, особенно ГСМ, и незначительный рост цен на сельскохозяйственную продукцию, в том числе молоко, что оказывает влияние на финансовое состояние производителей сельхозпродукции;

 - осуществляя производство натуральных молочных продуктов, произведенных без добавок, способствующих длительному хранению, трудно соперничать с крупными  предприятиями-переработчиками;

- низкая степень информированности, в том числе в средствах массовой информации о пользе натуральных молочных продуктов;

- нежелание торговых сетей работать с натуральной продукцией, весьма ограниченной в сроках хранения;

- проблемы в организации работы с логистическими компаниями на территориях нескольких регионов;

- несвоевременное выполнение договорных обязательств по оплате;

- проблемы со сбытом готовой продукции, особенно в летний период, в связи с коротким сроком её хранения, низким спросом на производимую продукцию в летний период; 

- поступление продукции из стран СНГ (Украина, Белоруссия, Татарстан) по необоснованно низкой цене.

В ряде случаев предприятия-переработчики отмечают неудовлетворительное качество молочного сырья.

В рамках  реализации Долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Хакасия» и «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сфере на селе» в виде субсидий за счет средств федерального и республиканского бюджетов осуществляется государственная поддержка, в том числе по подпрограмме «Развитие молочного скотоводства Республики Хакасия».

Минсельхозом Республики Хакасия активно поддерживается строительство модульных, полностью оборудованных «под ключ» заводов по переработке молочной продукции (субсидируется половина стоимости). Проводится повышение квалификации для специалистов предприятий молочной отрасли с целью разрешения проблемных вопросов, улучшения производственно-экономических показателей молочной отрасли.

Для торговли на местные рынки городских округов привлечены фермерские и личные подсобные хозяйства, имеющие значительные излишки молока. На прилегающих территориях крупных торговых предприятий осуществляется продажа нефасованного цельного молока от сельхозтоваропроизводителей Республики Хакасия.

В республике в 2010 г. возобновились сельскохозяйственные ярмарки по продаже сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки, которые обеспечивают доступность продовольствия для населения республики по ценам ниже средних сложившихся по рынку на 15-20 %, что расширяет рынок сбыта сельхозтоваропроизводителям и предприятиям-переработчикам, а также способствует развитию партнерских отношений между указанными хозяйствующими субъектами.

В 2009 году Хакасским УФАС России во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы от 10.10.2008 № ИА/26000 были проведены контрольные мероприятия,  направленные на выявление и пресечение фактов нарушения антимонопольного законодательства на рынках продуктов питания, в  том числе на рынке сырого молока в географических границах Республики Хакасия. По результатам проверки Хакасским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело в отношении ОАО «Саянмолоко», занимающего доминирующее  положение на товарном рынке закупки и переработки молока в Республике Хакасия. Дело было возбуждено по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона О защите конкуренции, в  части установления ОАО «Саянмолоко» (основного покупателя сырого молока в Республике Хакасия с целью его переработки) различных закупочных цен на один и тот же товар для различных сельхозтоваропроизводителей – поставщиков молочного сырья.

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Саянмолоко» дело в отношении Общества производством прекращено.

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке сырого молока

 

Проведенный анализ рынка сырого молока Республики Хакасия показывает, что:

1. Продуктовыми границами исследуемого товарного рынка является молоко сырое для последующей переработки.

2. Продавцами (поставщиками молочного сырья) на данном  товарном рынке являются сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и хозяйства населения, покупателями – перерабатывающие предприятия (молочные комбинаты и иные хозяйствующие субъекты).

3. Географическими  границами рассматриваемого товарного рынка целесообразно считать территорию, включающую административные границы Республики Хакасия и ряд прилегающих южных районов Красноярского края (при этом в отдельных случаях географическими границами рынка являются отдельные муниципальные образования (районы) или группа муниципальных образований в пределах Республики Хакасия).

4. Количественные показатели, характеризующие структуру анализируемого товарного рынка, позволяют сделать вывод о высоком уровне концентрации товарного рынка сырого молока в Республике Хакасия: доля ОАО «Саянмолоко» на указанном товарном рынке в течение временного периода исследования составляет более 99 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) имеет значение 9995/9996.

5. В рамках сотрудничества и бизнеса в форме государственно-частного партнерства на территории Республики Хакасия создаются новые перерабатывающие производства различных отраслей агропромышленного комплекса, в том числе в молочной отрасли. В ближайшее время в Хакасии появится современный комплекс по переработке молока. При этом такие модульные молочные комплексы включают в себя полный цикл – от выращивания молочного скота, до переработки молочного сырья с выпуском молока, кисломолочной продукции, творога.

К концу 2012 г. планируется построить 4 молочных комплекса, оснастить молочное животноводство новейшим технологическим оборудованием, отвечающим современным  требованиям.