Обзор состояния конкурентной среды на рынках услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Республике Хакасия

Обзор состояния конкурентной среды на рынках услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Республике Хакасия

 

Анализ рынка услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Респуб­лике Хакасия проводился на основании Приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы", методическими рекомендациями для проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения от 30.03.2010 №АК/8771.

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по перевозкам пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка.

 

Источники исходной информации:

 

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»;
  • Федеральный закон от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Устав автомобильного транспорта);
  • Порядок проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026 (далее – Порядок анализа рынка);
  • «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1), утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст (ред от 22.11.2007);
  •  Методические рекомендации по анализу состояния конкурентной среды на рынках услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на меэсубъектных маршрутах регулярного сообщения от 30.03.2010 исх. №АК/8771 (далее Методические рекомендации);
  • Информация, представленная в адрес Хакасского УФАС России:

 

- Министерства транспорта и дорожного хозяйства РХ от 20.05.2010 вх. №1446, от 03.06.2010 вх. №1561;

- ИП Долгополов А.Н.;  ИП Ивакин А.И.; ИП Зубарев А.В.; ИП Шишкин В.П.; ООО «Ширинская автоколонна»;  ИП Крещик В.А.; ИП Крещик Н.А.; ИП Верьясов В.В.; ГУП РХ «Автомобильная колонна №2038».

 

  1. Определение временного интервала исследования

 

Методическими рекомендациям по анализу рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Республике Хакасия (письмо ФАС России от 30.03.2010 № АК/8771) (далее Методические рекомендации) определен временной интервал исследования за период 2009 – первая половина 2010 года.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) товарный рынок – сфера обращения товара «в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рамках данного исследования под товаром понимается услуга по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения.

Согласно статьи 2 Устава автомобильного транспорта маршрут – это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения. Маршрут регулярных перевозок определяется как предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям, при этом путь следования транспортных средств проходит от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Статьей 4 Устава автомобильного транспорта определены следующие виды сообщения транспортом, городское, пригородное, междугороднее, международное.

В соответствии со статьей 5 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийским классификаторам по видам экономической деятельности (ОКВЭД).

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен  в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 в разделе I – транспорт и связь; подраздел IА – транспорт и связь; класс – деятельность сухопутного транспорта с кодом 60; подкласс – деятельность прочего сухопутного транспорта с кодом 60.2; группа – деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию с кодом 60.21; подгруппа – деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию с кодом 60.21.1; вид – междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию с кодом 60.21.13.

Под межсубъектными перевозкам следует понимать маршруты, проходящие по территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Сегментация рынка по характеру (расположению) маршрута (внутриобластные, межобластные, межсубъектные перевозки) , по характеру движения транспортных средств  в данном анализе не требуется.

На основании вышесказанного и в соответствии  с Методическими рекомендациями для целей настоящего анализа продуктовыми границами рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межсубъектным маршрутам.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

В соответствии с Методическими рекомендациями определяющими границы рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межсубъектным маршрутам являются пункты отправления и прибытия. Следовательно, каждая комбинация пунктов отправления и прибытия должна рассматриваться с точки зрения потребителя данных услуг как отдельный (локальный) рынок. При этом при анализе отдельно взятого маршрута может учитываться совокупность параллельных, совпадающих  (полностью или частично) и являющихся взаимозаменяемыми с точки зрения потребителя услуг маршрутов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции географические границы рынка определяются как границы территории, на которой исходя из экономической, технологической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести услугу, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Так как данный анализ рынка и доминирующего положения не вызван обращением конкретного пользователя, то допустимо упрощение расчетов.

 

Таким образом, географическими границами рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межсубъектным маршрутам являются маршруты перевозки.

 

На территории Республики Хакасия за период 2009 год – 1 полугодие 2010 года по информации, представленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется по следующим регулярным  межсубъектным маршрутам:

 

№ п/п

Наименование маршрута

1

№296 Абакан-Шарыпово

2

№650 Абакан-Курагино

3

№670 Абакан-Ермаковское

4

№791 Абакан-Кызыл

5

№590 Абакан-Шушенское

6

№586 Абакан-Красноярск

7

№627 Абакан-Ачинск

8

  1. № 666 Абакан-Б.Ирба

9

№581 Абакан-Красноярск (из г. Саяногорска)

10

№588 Абакан-Красноярск (из г. Абакана)

11

№589 Абакан-Красноярск (из п.Шушенского)

12

№515 Абакан-Красноярск (из г. Абакана)

13

№588 Абакан-Ермаковское

14

№554 Абакан-Краснотуранск

15

№579 Абакан-Каратузское

16

№564 «Абакан-Салба

17

№565 Абакан-Тубинск

18

№ 546 Абакан-Идринское

19

№596 Абакан-Красноярск (из Курагино)

20

№525 Абакан-Красноярск (из Абазы)

21

№673 Кемерово-Абакан

22

№646 Абакан-Томск

23

№680 Абакан-Ширыштык

24

№711 Абакан-Ср. Шушь

 

Определения взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров потребителем или готовности потребителя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их  функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристик, цену и другие параметры.

Маршрут регулярных перевозок определяется как предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта.

Исходя из вышеизложенного приходим к выводу, что маршруты следования, где начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт совпадают являются взаимозаменяемыми. Маршруты «Абакан-Красноярск» №586, №581, №588, №589, №515, №596, №525 являются взаимозаменяемыми  Маршруты «Абакан-Красноярск» рассмотрим как один локальный рынок.

Иной информации по взаимозаменяемым с точки зрения потребителя маршрутам (совокупность параллельных, совпадающих (полностью или частично) в Хакасском УФАС России отсутствует). Каждая комбинация пунктов отправления и назначения от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта рассматривается как отдельный (локальный) рынок.

Следует отметить, что по информации представленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, на каждом из указанных маршрутов осуществляют деятельность и хозяйствующие субъекты, зарегистрированные и инициирующие данные маршруты на территории Красноярского края и Кемеровской области. В соответствии с пунктом 1.1 Примерного плана анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения (приложение к Методическим рекомендациям)  в рамках проводимого анализа учитываются только те маршруты, открытие которых инициировано с территории Республики Хакасия хозяйствующими субъектами, зарегистрированным на территории Республики Хакасия. Сведений о транзитных маршрутах не имеется.

Основные моменты государственного регулирования в рассматриваемой сфере:

В Республики Хакасия действует Приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики  Хакасия от 06.07.2006г. №П-154 «Об утверждении форм и Регламента рассмотрения документов, связанных с организацией пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории республики Хакасия».

Публичным договором на выполнение пассажирских перевозок между перевозчиком и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия является для перевозчиков, зарегистрированных на территории Республики Хакасия в качестве юридических и физических лиц, утвержденный паспорт маршрута и расписание движения автобуса по нему.  Для перевозок зарегистрированных на территории других субъектов РФ публичным договором являются согласованные Минтрансом Хакасии паспорт и маршрут движения автобуса. Межсубъектные перевозки пассажиров не входят в республиканский заказ.

Взаимоотношения перевозчиков и владельцев транспортной инфраструктуры основываются на заключении договоров по реализации билетной продукции между перевозчиками и владельцами автовокзалов, автостанций и диспетчерских пунктах.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на
    рынке.

 

Продавцами услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межсубъектным маршрутам на территории Республики Хакасия являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие  регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, имеющие лицензию на этот вид деятельности.

 

 

Потребителями услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межсубъектным маршрутам являются физические лица – пассажиры.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъек­тов на рынке.

 

В соответствии с Методическими рекомендациями расчет общего объема

услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межсубъектным маршрутам на территории Республики Хакасия и долей хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках осуществляется на основании количества перевезенных пассажиров. Доли каждого перевозчика на маршрутах рассчитываются как отношение объема пассажиропотока, обеспеченного данным перевозчиком, к общему объему пассажиропотока на данном маршруте в прямом и обратном направлении.

 

№ п/п

Наименование маршрута

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество перевезенных пассажиров, человек

2009

Доля, %

2010

Доля,%

1

№296 Абакан-Шарыпово

ИП Зубарев А.В.

˂…˃

5,3

˂…˃

4,5

ГУП РХ «Автоколонна 2038»

˂…˃

94,7

˂…˃

95,5

 

ИТОГО

 

˂…˃

100,0

˂…˃

100,0

2

№650 Абакан-Курагино

ИП Мухин А.В.

˂…˃

 

˂…˃

 

ООО «Стайер» (зарегистрирован не на территории РХ)

3

№670 Абакан-Ермаковское

ИП Ивакин А.И.

˂…˃

>50%

˂…˃

>50%

4

№791 Абакан-Кызыл

ООО «Автоколонна 1967» (зарегистрировано не на территории РХ)

5

№590 Абакан-Шушенское

«Шушенское АТП» (зарегистрировано не на территории РХ)

6

№627 Абакан-Ачинск

ГПКК «Ачинское ПАТП» (зарегистрировано не на территории РХ)

ГУП РХ «Автоколонна 2038»

˂…˃

 

˂…˃

 

7

  1. № 666 Абакан-Б.Ирба

ИП Мухин А.В.

 

˂…˃

 

˂…˃

 

ИП Прищепа И.П. (зарегистрирован не на территории РХ)

8

№581, №525, №586, №588, №589, №515,№596

Абакан-Красноярск

 

ИП Верьясов В.В.

˂…˃

 

˂…˃

 

ИП Никитин И.В. (зарегистрирован не на территории РХ)

ИП Шишкин В.П.

˂…˃

 

˂…˃

 

ООО «Транс-Таун» (зарегистрировано не на территории РХ)

ООО «Южное направление» (зарегистрировано не на территории РХ)

«Шушенское АТП» (зарегистрировано не на территории РХ)

ГУП РХ «Автоколонна 2038»

˂…˃

 

˂…˃

 

ООО «Стайер» (зарегистрирован не на территории РХ)

9

№588 Абакан-Ермаковское

ИП Скрипоченко А.И. (зарегистрирован не на территории РХ)

10

№554 Абакан-Краснотуранск

ИП Архипенко Г.В. (зарегистрирован не на территории РХ)

11

№579 Абакан-Каратузское

ООО «Южное направление» (зарегистрирован не на территории РХ)

12

№564 Абакан-Салба

«Краснотуранское АТП» (зарегистрирован не на территории РХ)

13

№565 Абакан-Тубинск

«Краснотуранское АТП» (зарегистрирован не на территории РХ)

14

№ 546 Абакан-Идринское

«Краснотуранское АТП» (зарегистрирован не на территории РХ)

15

№673 Кемерово-Абакан

ИП Савенков О.И. (зарегистрирован не на территории РХ)

Мариинская автоколонна (зарегистрирован не на территории РХ)

ГУП РХ «Автоколонна №2038»

˂…˃

 

˂…˃

 

16

№646 Абакан-Томск

ИП Темеров (зарегистрирован не на территории РХ)

17

№680 Абакан-Ширыштык

ИП Крещик Н.А.

Перевозки не осуществляла

ИП Крещик В.А.

˂…˃

>50%

˂…˃

>50%

18

№711 Абакан-Ср. Шушь

ИП ДолгополовА.Н.

˂…˃

>50%

˂…˃

>50%

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • Коэффициент рыночной концентрации;
  • Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Коэффициент рыночной концентрации

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке, выраженная в процентах, определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) сумма квадратов долей на товарном рынке, выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 Определить уровень концентрации рынка возможно только по следующим локальным рынкам.

2009 год

Географические границы товарного рынка

CR

HHI

Уровень концентрации

Вид рынка

№296 Абакан-Шарыпово

CR (2)

100

8996

высокий

Рынок с неразвитой конкуренцией

№670 Абакан-Ермаковское

СR(1) 100

10000

высокий

Рынок с неразвитой конкуренцией

№680 Абакан-Ширыштык

СR(1) 100

10000

высокий

Рынок с неразвитой конкуренцией

№711 Абакан-Ср. Шушь

СR(1) 100

10000

высокий

Рынок с неразвитой конкуренцией

 

2010 год

Географические границы товарного рынка

CR1

HHI

Уровень концентрации

Вид рынка

№296 Абакан-Шарыпово

CR (2)

100

9140

высокий

Рынок с неразвитой конкуренцией

№670 Абакан-Ермаковское

СR(1) 100

10000

высокий

Рынок с неразвитой конкуренцией

№680 Абакан-Ширыштык

СR(1) 100

10000

высокий

Рынок с неразвитой конкуренцией

№711 Абакан-Ср. Шушь

СR(1) 100

10000

высокий

Рынок с неразвитой конкуренцией

 

 

  1. Ситуация на рынке (поведение участников).

 

Особенности взаимоотношений перевозчиков с владельцами транспортной инфраструктуры (автовокзалы, системы диспетчеризации и т.д.) – взаимоотношения перевозчиков и владельцев транспортной инфраструктуры основываются на заключении договоров по реализации билетной продукции.

Жалобы участников данного рынка рассматриваются Министерством

транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия. За период 2009 года – 1 полугодие 2010 года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия рассмотрено 14 заявлений, поступивших от хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные маршрутные перевозки на территории Республики Хакасия. Из них,  осуществляющих межсубъектные перевозки нет.

В 2009 году Хакасским УФАС России были рассмотрены заявления Государственного предприятия Красноярского края Минусинского пассажирского автотранспортного предприятия и индивидуального предпринимателя Щербачева С.В., предметом которых являлись совместные действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и Министерства транспорта и связи Красноярского края по закрытию маршрута № 120-МТ Абакан – Минусинск, в результате которых, по мнению заявителей, были ущемлены их интересы. Хакасским УФАС России было отказано в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в результате рассмотрения данных заявлений.

 

  1. Оценка состояния конкуренции.

 

По всем проанализированным локальным рынкам  услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межсубъектным маршрутам перевозками в географических границах маршрутов перевозки за период 2009 - 1 половина 2010 года уровень концентрации рынков определен как высокий,  вид рынка с неразвитой конкуренцией.

 

  1. Барьеры доступа на рынок.

 

По результатам опроса участников рассматриваемого рынка – хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах, выявлены следующие барьеры доступа на рынок:

- административные барьеры – длительные сроки рассмотрения документов, большое количество разрешительных документов и согласований, малый срок действия расписаний смена нормативно-правовых актов и форм документов, недостаток нормативно-правового регулирования в сфере борьбы с нелегальными перевозчиками, сложность согласования с администрациями регионов, где предприниматель не зарегистрирован в качестве налогоплательщика, ;

- технологические барьеры – ограниченная пропускная способность объектов транспортной инфраструктуры, отсутствие альтернативных вокзалов и площадок для погрузки;

- экономические барьеры – низкий пассажиропоток, большие расстояния между населенными пунктами, высокие ставки по кредитам, большие затраты на приобретение и содержание транспортных средств, высокие цены на ГСМ, отсутствие на российском автопроме автобусов подходящих для местных условий и соответствующих российским и международным стандартам.

По мнению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия барьерами доступа на рынок услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения являются:

- Административные барьеры – недостаток нормативно-правового регулирования в сфере борьбы с нелегальными перевозчиками;

- Технологические барьеры – наличие на территории Республики Хакасия автомобильных дорог 5 категории, на которых запрещено открывать регулярные автобусные сообщения, наличие большого количества нелегальных перевозчиков с автомобилями разных классов вместимости пассажиров;

- экономические барьеры – отсутствие возможности кредитования по причине наличия обременения в виде договоров лизинга транспортных средств, низкий пассажиропоток на отдельных маршрутах.