Обзор рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

Обзор рынка сжиженного углеводородного газа

для заправки автомобилей

 

1. Общие положения

 

1. Обследование рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей (далее рынок) проводится в соответствии с пунктом 1.1 Приложения 2 приказа ФАС России от 07.02.2011 №66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы». Настоящий рынок проводится на основании Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и в соответствии с Методическими указаниями ФАС России  от 01.04.2011 №АГ/11751.

Целью исследования является:

– оценка состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего  включения  в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

– выявление и пресечение  нарушений антимонопольного законодательства.

 

Законодательной и нормативной базой для данного заключения служат:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»;
  • Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026 (далее – Порядок анализа рынка);
  •  Методические указания по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей, разработанные ФАС России (далее – Методические указания);
  • Общероссийский классификатор по видам экономической деятельности ОК 034-207 (КПЕС 2002) принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.20087г. №329-ст;
  • Информация, представленная в адрес Хакасского УФАС России от:

- Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

-   хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке СУГ для заправки автомобилей.

 

Хакасским УФАС России проведен сбор первичной информации в Республики Хакасия в соответствии с Методическими указаниями.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

В соответствии с методическими указаниями временным интервалом исследования рынка 2010 год.

 

3.  Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Согласно Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и приложения к нему к опасным производственным объектам относится, в том числе использование, хранение воспламеняющих, окисляющих, горючих  в взрывчатых веществ. А также использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля. По этим критериям к категории опасных производственных объектов относится эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. С 1 января 2012 года в приложении к указанному закону будет указано следующее. Автозаправочные станции, на которых предусмотрена заправка транспортных средств сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом, относятся к опасным производственным объектам по признаку хранения соответствующих опасных веществ.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. Согласно Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных  производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №599, лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов включает в себя деятельность по эксплуатации газозаправочных станций. Эксплуатация газозаправочных станций это в том числе услуги, по розничной реализации сжиженного нефтяного газа для всех категорий потребителей через розничные газозаправочные станции.

Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ (далее СУГ). Состав СУГ для заправки автомобилей регламентирует ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия», предусматривающий две марки: зимнюю – ПА (пропан автомобильный) и летнюю – ПБА (пропан-бутан автомобильный).

 

Согласно методических указаний в целях проведения данного анализа СУГ для заправки автомобилей учитываем следующие виды деятельности:

Оптовая и/или розничная торговля СУГ для заправки автомобилей (под розничной торговлей понимаем продажу СУГ на заправочных станциях)

Оказание услуг по транспортировке и/или хранению СУГ.

 

Сжиженный газ для заправки автомобилей является невзаимозаменяемым.

 

На основании вышеизложенного продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с методическими указаниями будут являться – сжиженный углеводородный газ для заправки автомобилей.

4. Определение географических границ товарного рынка.

 

Согласно методических указаний УФАС России проводят сбор первичной информации в субъектах Российской Федерации, на территории которых они осуществляют свою деятельность. Хакасское УФАС России провело сбор первичной информации на территории Республики Хакасия.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В соответствии с методическими указаниями устанавливается наличие в регионе хозяйствующих субъектов, осуществляющих следующие виды деятельности на рынке СУГ для заправки автомобилей в Республике Хакасия:

а) оптовая и/или розничная торговля СУГ для заправки автомобилей (под розничной торговлей следует понимать продажу СУГ на заправочных станциях),

б) оказание услуг по транспортировке и/или хранению СУГ. 

Состав участников рынка с кратким описанием представлен в таблице 1.

Таблица 1

Состав участников рынка

 

№ пп

Наименование

хозяйствующего субъекта

Юридический адрес

Основные виды деятельности на рынке СУГ

Наличие спец.транспорта для перевозки СУГ

Наличие собственных/арендуемых мест хранения запасов

Перечень регионов - поставки СУГ

Группа лиц

  1.  

ИП Поляков Виктор Георгиевич

655017, РХ, г.Абакан, ул.Щетинкина, 40-16

розничная торговля СУГ для заправки автомобилей

имеется

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ООО «Союз-Октан»

655009 РХ  г.Абакан ул. Советская-180

розничная торговля СУГ для заправки автомобилей

нет

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ООО «Леур»

655600 РХ  г. Абакан ул. Пушкина, 124-33

розничная торговля СУГ для заправки  автомобилей

имеется

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

 ИП Макаренко Анатолий Николаевич

655017 РХ, г. Абакан ул. Вокзальная, 28-43.

Оптовая и розничная торговля СУГ для заправки автомобилей

имеется

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

Абаканская база сжиженного газа филиал по реализации ОАО "СГ-транс"

655004  РХ г. Абакан

ул. Тувинская, 30

оптовая, розничная торговля СУГ для заправки  автомобилей транспортировка, хранение СУГ

имеется

собственные

Республика Хакасия, Красноярский край

ОАО «СГ-Транс»

  1.  

И.П. Кистанов

Юрий Владимирович

655750 РХ г. Абаза, ул. Промышленная, 10

розничная торговля СУГ для заправки автомобилей

имеется

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ООО «Аскиз-газ»

655700 РХ Аскизский район с. Аскиз ул. Попова 29

розничная торговля СУГ для заправки автомобилей

нет

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ИП Хлопов Михаил Владимирович

655014, РХ г.Абакан, ул. Сосновая д.36 кв.2

 

розничная торговля СУГ для заправки  автомобилей

имеется

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

 

ИП Балаш Александр  Александрович

 

 РХ,  г.Абакан ул.Крылова 106-47

 

розничная торговля СУГ для заправки  автомобилей

 

нет

 

аренда

 

Республика Хакасия

 

независимый

  1.  

ИП Макаревич Александр Андреевич

655003, РХ, г.Абакан, ул.М.Жукова, 86-7

розничная торговля СУГ для заправки  автомобилей

имеется

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ИП Артеменко Владимир Иванович

655004 РХ г. Абакан ул. Володарского 4-99

оптовая и розничная торговля СУГ

нет

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ООО «АГЗС-сервис»

655017, РХ г.Абакан, ул.Пушкина 124-33

розничная торговля СУГ для заправки автомобилей, транспортировка

имеется

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ООО «ЭХО»

655017, РХ г.Абакан, ул. Щетинкина 29

розничная торговля СУГ для заправки автомобилей

нет

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ОАО «Хакасгаз»

655004, РХ, г.Абакан, ул. Итыгина, 17.

розничная торговля СУГ для заправки автомобилей

имеется

собственные

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ООО «Чистое поле»

655004, РХ, г. Абакан, ул. Кирова,251.

розничная торговля СУГ для заправки автомобилей

имеется

аренда

Республика Хакасия

независимый

  1.  

ОАО «Абаканвагонмаш»

Территория  ОАО «Абаканвагонмаш»

хранение СУГ

нет

собственные

Республика Хакасия

группа компаний Базовый элемент

  1.  

 

ОАО «Русал Саянал»

 

Территория ОАО «Русал Саянал»

 

оптовая, розничная торговля СУГ для заправки  автомобилей, хранение СУГ

 

отсутствует

 

собственные

 

Республика Хакасия

 

РУСАЛ

 

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов.

 

Расчет объема товарной массы  осуществляется на основании объема закупки и реализации СУГ для заправки автомобилей за 2010 год в Республике Хакасия отдельно по участникам рынка.

Расчет емкости рынка представлен в таблице 2.

Показатели для расчета емкости рынка взяты из методических указаний, приложение СУГ Авто/сбыт, таблица 1 «Закупка и реализация СУГ для заправки автотранспорта», представленной хозяйствующими субъектами.

В представленных данных учтены показатели вывоза СУГ для заправки автомобилей за пределы Республики Хакасия

В Республики Хакасия наблюдается сложная ситуация с ОАО «Хакасгаз». ОАО «Хакасгаз» имело долги порядка 9 миллионов рублей, и служба судебных приставов принудительно взыскивало эти средства. Руководство ОАО Хаксгаз» полностью сменилось, и в настоящий момент информации за 2010 год по СУГ для заправки автомобилей в рамках рассматриваемого рынка ОАО «Хакасгаз» представить не может. Информация по ОАО «Хакасгаз» по закупки и реализации взята из материалов дела № 6-А-11.

Таблица 2.

Расчет емкости рынка

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Закупка

Реализация

объем, тн.

доля, %

объем, тн

доля, %

  1.  

ИП Поляков Виктор Георгиевич

˂…˃

0,6

˂…˃

1,1

  1.  

ООО «Союз-Октан»

˂…˃

1,1

˂…˃

1,2

  1.  

ООО «Леур»

˂…˃

3,3

˂…˃

3,5

  1.  

 ИП Макаренко Анатолий Николаевич

˂…˃

7,1

˂…˃

8,7

  1.  

Абаканская база сжиженного газа филиал по реализации ОАО "СГ-транс"

˂…˃

35,7

˂…˃

30,3

  1.  

И.П. Кистанов

Юрий Владимирович

˂…˃

0,3

˂…˃

0,4

  1.  

ООО «Аскиз-газ»

˂…˃

1,1

˂…˃

1,3

  1.  

ИП Хлопов Михаил Владимирович

˂…˃

9,5

˂…˃

10,8

  1.  

ИП Балаш Александр  Александрович

˂…˃

3,5

˂…˃

3,6

  1.  

ИП Макаревич Александр Андреевич

˂…˃

0,4

˂…˃

0,4

  1.  

ИП Артеменко Владимир Иванович

˂…˃

9,1

˂…˃

9,7

  1.  

ООО «АГЗС-сервис»

˂…˃

8,1

˂…˃

8,0

  1.  

ООО «ЭХО»

˂…˃

1,0

˂…˃

1,1

  1.  

ОАО «Хакасгаз»

˂…˃

18,0

˂…˃

18,6

  1.  

ООО «Чистое поле»

˂…˃

1,2

˂…˃

1,3

  1.  

ОАО «Абаканвагонмаш»

----

 

----

 

  1.  

ОАО «Русал Саянал»

----

 

----

 

 

ИТОГО:

19 259,51

100,0

18 611,96

100,0

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

 

  • Коэффициент рыночной концентрации (CR);

                           n

CRn = SUM D , где

                   I=1

D - Выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта на товарном рынке,

n –число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

 

Закупка:

CR  = 35,7 + 18,0+ 9,5 = 63,2

Реализация:

CR  = 30,3 + 18,6+ 10,8 = 59,7

 

  • Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

                    N   2

 HHI = SUM   Di      ,  где

                  I=1           

D I  - выраженная в процентах доля  i-го хозяйствующего субъекта,

действующего на товарном рынке;

 

N   - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Закупка:

                    2               2              2

HHI  = 35,7 + 18,0+  9,5  = 1689

 

Реализация:

                    2               2              2

HHI  = 30,3 + 18,6+ 10,8  = 1381

 

Коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана по закупке СУГ для заправки автомобилей указывают на умеренный уровень концентрации.

Коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана по реализации СУГ для заправки автомобилей указывает на умеренный уровень концентрации.

Кроме того, анализируя поведение хозяйствующих субъектов, проведя опрос хозяйствующих субъектов на товарном рынке СУГ для заправки автомобилей делаем вывод об умеренном уровне концентрации рынка.

 

8. Определение барьеров входа на рынок.

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, то есть определение барьеров входа на товарный рынок, включает:

 

-выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

-определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

 

К барьерам входа на товарный рынок относятся:

 

а) экономические ограничения, в том числе:

- транспортные ограничения, оперативность доставки качественного товара;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по спросу на услугу, в том числе в связи с уже сложившейся деловой репутацией.

 

б) административные ограничения:

- условия лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов;

 

д) другие ограничения:

- несколько хозяйствующих субъектов при заполнении опросной формы  барьером входа на рынок указали высокую конкуренцию. Наличие на рынке Республики Хакасия значительного количества АГЗС.

 

Барьеры входа на товарный рынок СУГ для заправки автомобилей преодолимы.  Однако, для их преодоления необходимы затраты времени и усилия по разрыву (расторжению) сложившихся, длительных договорных отношений.

Пример преодоления барьера высокоразвитой конкуренции Абаканский филиал ОАО «СГ-транс» привел следующий. Ведение переговоров с Правительством Республики Хакасия и муниципальными образованиями Республики Хакасия о предоставлении (выделении) земельных участков для строительства АГЗС, заключение договоров аренды на земельные участки в долгосрочную аренду. Вкладываются значительные денежные средства для развития рынка СУГ в Республике Хакасия.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

Проанализировав сложившиеся характеристики рассматриваемого рынка сделаем следующие выводы:

Рынок сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей  за 2010 год в границах Республики Хакасия относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

 

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей за 2010 год в пределах географических границ Республики Хакасия имеется доминирующее положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (коллективное доминирование). А именно

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

 Доля, %

1.

Абаканская база сжиженного газа филиал по реализации ОАО «СГ-транс»

30,3

2.

ОАО «Хакасгаз»

18,6

3.

ИП Хлопов М.В.

10,8

 

Совокупная доля трех хозяйствующих субъектов, превышает 50%. Доля каждого превышает доли других хозяйствующих субъектов на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей.

В течение длительного периода времени (в течение одного года) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов подвержены малозначительным изменениям, а доступ новых конкурентов затруднен.

Реализуемый хозяйствующими субъектами сжиженный углеводородный газ для заправки автомобилей не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар. Информация о цене, об условиях реализации или приобретения сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей доступна неопределенному кругу лиц.

 

Хакасское УФАС России проводит административные по включению Абаканской базы сжиженного газа филиала по реализации ОАО «СГ-транс», ОАО «Хакасгаз», ИП Хлопова М.В. в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.

 

Хакасское УФАС России в 2009 году рассмотрело дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП Кистанова Ю.В. и признало его нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Занимая в г. Абаза доминирующее положение, предприниматель в декабре 2008 года установил монопольно высокую цену на сжиженный углеводородный газ, реализуя его на своей автогазозаправке по цене выше цены, которая сформировалась  в условиях на сопоставимом товарном рынке. По итогам рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России вынесла предписание о недопущении дальнейших действий по установлению монопольно высокой цены на рынке реализации сжиженного углеводородного газа в г. Абаза. В установленный срок предписание исполнено.

 

13 мая 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) признало ОАО «Хакасгаз» нарушившим статью 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция). Нарушение выразилось в реализации ОАО «Хакасгаз» квотированного сжиженного углеводородного газа, полученного в рамках балансового задания, через автогазозаправочные станции.

В соответствии с действующим законодательством в области газоснабжения субъект Российской Федерации определяет уполномоченную организацию по поставкам сжиженного углеводородного газа, предназначенного для обеспечения бытовых нужд населения.  Реализация газа, полученного в рамках балансового задания должна осуществляться по регулируемым государством ценам и в строгом соответствии с целевым назначением данного газа. Реализация данного сжиженного углеводородного газа возможна посредством наполнения баллонов или в газгольдеры.

Согласно Постановлению Правительства Республики Хакасия от 30.12.2005 года № 450 ОАО «Хакасгаз» определено уполномоченной организацией  по поставкам в Республику Хакасия сжиженного углеводородного газа для нужд населения.

В соответствии с протоколом совещания по вопросам поставки квотированного сжиженного углеводородного газа в РХ для обеспечения бытовых нужд населения на 2011 г. от 11.11.2010 г. для ОАО «Хакасгаз» определена квота на получение газа в объеме 10800 тонн.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что в январе 2011 года ОАО «Хакасгаз» осуществляло нецелевую реализацию квотируемого сжиженного углеводородного газа через принадлежащие обществу автогазозаправочные станции, чем получало необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, имеющими возможность приобретать сжиженный углеводородный газ только по рыночным ценам. Так, цена на сжиженный углеводородный газ, поставляемый в рамках балансового задания, в январе 2011 года составляла в среднем 8,5 рублей за килограмм,  рыночная цена газа  в указанный период составляла от 15,25 до 18,81 рублей за килограмм.

По результатам рассмотрения дела ОАО «Хакасгаз» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В настоящий момент Хакасским УФАС России ведется работа по контролю за исполнением предписания.

Это дело вызвало очень большой резонанс в СМИ.

 

Кроме того, значительное количество публикации в прессе, связанных с СУГ для заправки автотранспорта вызвала ситуация с ОАО «Хакасгаз».