• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Интернет-конференция заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина по вопросам разъяснения ситуации на топливном рынке Российской Федерации

1) Закупка топлива возможна на бирже, у независимых трейдеров, у нефтяных компаний


- Уважаемый Анатолий Николаевич, на текущий момент в Сибири мы не можем купить дизельное топливо зимнее. АНПЗ, Омск, Ангарск – не выделяют его. С регионов везти дорого. Где оно?


Закупка топлива возможна на бирже, у независимых трейдеров, у нефтяных компаний. Нефтяные компании занимают доминирующее положение на федеральном оптовом рынке и не вправе отказать в поставке топлива. По информации нефтяных компаний, представляемой в Минэнерго России, топливо производится в достаточном объеме. Если компании отказывают в поставке топлива, то это может стать предметом антимонопольного разбирательства в одном из территориальных управления ФАС России по месту Вашего расположения. Вам следует иметь ввиду, что при рассмотрении дел в ФАС России необходимо документальное подтверждение фактов направления заявок и фактов отказа в заключение договора или в уклонении от заключения договора. Опыт рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства в части необоснованного отказа от заключения договоров на поставку топлива показывает, что нефтяные компании уклоняются от письменной фиксации этапов преддоговорной работы, а существенные условия договоров становятся предметом договорённости лишь в рамках телефонных переговоров. В настоящее время с целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также с целью обеспечения баланса интересов поставщиков и покупателей топлива ФАС России направила в Российский топливный союз, объединяющий региональные ассоциации независимых АЗС, а также в территориальные управления ФАС России проект типового договора.


2) Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и владеющие АЗС предприятия нефтепрдуктообеспечения, которые входят в состав ВИНК


- Уважаемый Анатолий Николаевич, представители ФАС не раз заявляли, что для эффективного решения проблемы с топливным дефицитом и необоснованным ценообразованием нужно отделить добычу от переработки, то есть разбить ВИНКи. Как технически вы это себе представляете? Есть ли какой-то "мягкий" вариант, без раздела собственности, но с передачей одного бизнеса в управление независимой компании?


ФАС России разработала законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» дополнительно сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать совершения сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает пороговое значение. Установлено также, по сути, «мягкое» требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и владеющие АЗС предприятия нефтепрдуктообеспечения, которые входят в состав ВИНК. Обязательным будет требование о публикации наличных объёмов нефтепродуктов на крупных нефтебазах, что делает прогнозируемым ведения бизнеса не только для ВИНК, но и для независимых АЗС.


3) Для ФАС России важно, чтобы на региональные рынки пришли новые игроки


- Анатолий Николаевич, скорее всего, разделение ВИНК встретит сопротивление. И поэтому вы предлагаете просто ограничивать доли региональных монополий и контролировать ценообразование. Но рынок в регионах уже сложился - вы будете сокращать доли тех субъектов, которые уже занимают больше 25%? По ценообразованию и созданию индексов цен: правильно ли я понимаю, что индексы цен могут быть рассчитаны только постфактум, по итогам продаж в определенный период (на сопоставимых зарубежных рынках, на бирже и во внебиржевом пространстве), но при этом ФАС (в проекте закона "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты) предписывает компаниям учитывать этот индекс перед тем, как устанавливать свою цену на этот же период?


В проекте закона не предлагается сокращения доли компании, устанавливается лишь запрет на увеличение этой доли, а значит, и на усиление доминирующего положения компаний на соответствующих рынках. Считаем, что это будет способствовать развитию конкуренции и, одновременно, защите прав собственности. Для ФАС России важно, чтобы на региональные рынки, которые приватизационными указами были «нарезаны» под региональные монополии, пришли новые игроки: как предприятия нефтепродуктообеспечения других нефтяных компаний, так и независимые АЗС. Эти процессы уже происходят, нужно подкрепить их законодательно.

Проблемы, которые сейчас существуют на рынке, состоят в следующем. Во всех «трех волнах» дел о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России установила факты дискриминации. Когда одним участникам рынка (а именно независимым АЗС) топливо продаётся по существенно более высоким ценам, чем другим (предприятиям нефтепродуктообеспечения ВИНК). Существующие котировки цен на нефтепродукты формируются именно по результатам сделок с независимыми участниками рынка. Однако основной объем сделок совершается на закрытых условиях внутри группы лиц ВИНК по существенно меньшим ценам. Соответственно, рынок не знает о том, что топливо можно было бы покупать по существенно меньшим ценам. Обязательная регистрация цен по всем сделкам: и с участием зависимых, и с участием независимых от ВИНК компаний - позволяет дать полную и реальную картину о результатах торгов. При этом публиковаться будут данные не по конкретным сделкам, а обобщенная в установленном порядке информация, регулярно (ежедневно) и достоверно.

Половина из всей добытой нефти отправляется на экспорт. Затем из произведенных в стране нефтепродуктов также половина направляется на экспорт. Таким образом, ¾ «корзины» всей добытой нефти и произведенных нефтепродуктов экспортируется. На мировом рынке всегда можно продать нефть и нефтепродукты по мировым ценам. Проблема состоит в том, что цены внутреннего рынка не отражают принципа равной эффективности поставки топлива на внутренний и внешний рынок. В рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства было установлено, что зачастую за счет российского потребителя ВИНК получают доход больший, чем от продаж на экспорт. Формула цены, исчисляемая методом обратного отсчёта от цен внешнего рынка с учётом мер таможенно-тарифной защиты внутреннего (так называемый NetBack – «цена внешнего рынка» минус «пошлина» минус «транспортная логистика от российских НПЗ до центров мировой торговли»), позволяет не допускать установления цен на завышенном уровне.

В мире через пятьдесят лет последовательного развития сформировался достаточно отлаженный механизм биржевой торговли. В России биржевая торговля была инициирована Правительством РФ и начала развиваться только после предписания ФАС России по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, во исполнение которого нефтяные компании начали торговлю нефтепродуктами на бирже. В предписании было также установлено требование о необходимости организации торгов таким образом, чтобы гарантировались рыночные механизмы формирования биржевых котировок. Но пока рано говорить о том, что биржевые торги дали индикаторы рыночной цены. Претензии ФАС были выдвинуты не только в отношении нефтяных компаний. В отношении двух товарных бирж (СПбМТСБ и МБНК) также были возбуждены дела о нарушениях антимонопольного законодательства. В ходе биржевых торгов не соблюдаются необходимые требования (достаточное количество продавцов и покупателей, минимальные размеры лотов и/или сделок, регулярность торговых сессий, анонимность торгов и др.) Большая часть сделок носит адресный характер, когда топливо продается в группе лиц. В реально свободную продажу поступает лишь малая часть, что приводит к ажиотажному спросу и завышению цен на нефтепродукты. Правила биржевой торговля должны быть изменены так, чтобы устранить эти недостатки.

ФАС России разработала законопроект о рыночном ценообразовании с учётом результатов рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. В нём, в целях кардинального улучшения ситуации на рынке, предлагается установить три индекса цен – биржевых, внебиржевых и по формуле NetBack. Ценовой арбитраж между ними неизбежно будет выводить рынок на прозрачное ценообразование, защищать участников рынка, защищать конечных потребителей топлива.

Что же касается утверждения о том, что «ФАС предписывает компаниям учитывать этот индекс перед тем, как устанавливать цену на этот же период», то это не так. Данные индексы цен могут учитывать как органы власти, так и хозсубъекты при принятии нами решений. Например, Правительство РФ, принимая решение об организации системы регулирования, предполагает в соответствующем проекте постановления ориентироваться как на формулу NetBack, так и на биржевые котировки. Другой пример - ФАС России, анализируя цены ВИНК в случае их отклонения от рыночных цен, может начать свое антимонопольное расследование. Хозсубъекты также могут формировать свою ценовую политику, исходя из складывающихся тенденций на рынке. Информационно-аналитические агентства на регулярной основе публикуют индексы цен, в том числе рассчитанные по формуле NetBack. Недавно ряд индексов по основным видам используемых в стране видов топлива, рассчитанных по формуле NetBack, начал публиковать РТС. Большое количество контрактов построено на использовании формулы цены. А биржевые котировки являются основой для ценовых стратегий современных компаний, включающих механизмы хеджирования рисков в случае значительных колебаний цен на рынке. Предлагаемые в законопроекте индексы дают всем заинтересованным лицам необходимую аналитическую основу.


4) В Росрезерве также есть достаточные объемы, которые при необходимости могут быть задействованы
 


- Нам вскоре предстоит зима. Анатолий Николаевич, будет ли дефицит какого-либо нефтепродукта? Не повторится ли ситуация с авиакеросином как в прошлогодние новогодние праздники?


Ситуацию с наличием топлива наряду с хозяйствующими субъектами – авиакомпаниями и НПЗ отслеживают уполномоченные отраслевые органы власти – Минтранс, Росавиация и Минэнерго. В случае недостатка топлива соответствующая информация поступает в Росавиацию для принятия необходимых мер, в том числе для задействования имеющихся резервов. В свою очередь Минэнерго России в режиме постоянного мониторинга отслеживает наличие необходимых объёмов топлива, отслеживает графики ремонтов НПЗ и др. По данным Минэнерго России, имеющиеся мощности НПЗ позволяют производить топливо и направлять его как на внутренний рынок, так и на экспорт. В случае возникновения сложностей на внутреннем рынке экспортные потоки без каких-либо существенных дополнительных затрат могут быть переориентированы для удовлетворения потребностей российского рынка. Наряду с данным резервом производственных мощностей формируются и резервы топлива. Этот вопрос также постоянно находится на контроле в Минэнерго России. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в установленном порядке осуществляется накопление дизельного топлива зимнего и авиакеросина. В Росрезерве также есть достаточные объемы, которые при необходимости могут быть задействованы. Причём это топливо может быть получено не только и не столько нефтяными компаниями, а именно конечными потребителями топлива, например, авиакомпаниями. Практически никто из авиакомпаний за топливом из резерва не обращается по причине его достаточности на рынке. Хранение же дополнительных, не востребованных в текущей деятельности объёмов, требует и дополнительных расходов.

Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России и ФАС России проводят работу по совершенствованию системы резервирования нефтепродуктов. Обсуждаются различные варианты, в том числе на базе Росрезерва или отобранного по решению Правительства РФ хозяйствующего субъекта. Данная система в перспективе поможет оперативно воздействовать на ситуации на региональных рынках нефтепродуктов и предотвращать возникновение дефицита. Обсуждается возможность при необходимости задействовать поставка топлива с НПЗ Белоруссии. Также одним из возможных вариантов дополнительного предложения топлива является временный вывоз нефти за пределы таможенной территории, например, в Украину, с последующим обратным ввозом произведенных на НПЗ этой страны нефтепродуктов. Оперативно наряду с нефтяными компаниями должна при этом работать Федеральная таможенная служба.

Не ожидается дефицита топлива и в перспективе. В среднесрочной и долгосрочной перспективе мы будем продолжать контролировать достаточность производства и поставки высококачественного топлива на внутренний рынок в рамках соглашений с нефтяными компаниями. Ранее, в рамках работы проводимой Правительством РФ, в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, необходимости модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов, были заключены четырехсторонние соглашения с нефтяными компаниями. В рамках этих соглашений по согласованию с Минэнерго России прописаны конкретные сроки, мероприятия по модернизации, данные по объёмам выпускаемого топлива.


ФАС России, Ростехнадзор и Росстандарт в пределах своих полномочий будут контролировать соблюдение нефтяными компаниями обязательств, предусмотренных соглашениями. В случае невыполнения обязательств в рамках антимонопольного законодательства нами будут приниматься решения о возбуждении дел. По результатам рассмотрения таких дел могут быть приняты жесткие двойные санкции, включая административный штраф, исчисляемый от оборота компаний, а также изъятие необоснованно полученного дохода вследствие не обеспечения нефтяными компаниями реализации заявленных инвестиционных программ.

Кроме этого, ситуация, сложившаяся в первом полугодии 2011 г. в регионах Российской Федерации, характеризовалась недостаточным предложением автомобильных бензинов, что могло повлечь за собой повышение цен на последние. Данная ситуация, в частности, была обусловлена ростом потребления нефтепродуктов в Российской Федерации, а также неготовностью ряда нефтяных компаний к исполнению требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118 (Технический регламент). С целью устранения этих проблем Правительством РФ было принято постановление о продлении до 2 лет сроков введения в оборот топлива с повышенными экологическими характеристиками. Это позволяет в этом и в следующем году обеспечить предложение топлива в полном объёме. Также Правительством РФ, в том числе по предложению ФАС России, было принято постановление, в соответствии с которым выровнены ставки пошлин на светлые и на тёмные нефтепродукты. А следующим этапом пошлины на мазут станут выше, чем пошлины на светлые нефтепродукты, и уравняются с пошлинами на нефть. Это создаёт долгосрочные экономические стимулы для производства высококачественных светлых нефтепродуктов взамен экспорта продуктов с низкой глубиной переработки.


5) ФАС России была вынуждена принять специальную программу защиты независимых компаний на рынках нефтепродуктообеспечения


- Уважаемый Анатолий Николаевич, многие эксперты говорят, что необоснованный рост цен на топливо происходит из-за высокой монополизации топливного рынка. Какие меры предпринимает ФАС для борьбы с этим явлением?

- В г. Краснотурьинске полный бардак с ценами на топливо. К примеру, сейчас бензин АИ-92 стоит 26,50, буквально за ночь цена скакнула на копеек 50 в высь. У нас в городе заправки в основном Сибнефть и Лукойл. Соответственно ценами крутят, как хотят....

Очень хочется, чтобы все было по честному, не бывает, чтоб цена поднялась просто так, от того, что руководству так захотелось? Анатолий Николаевич, в чем же тогда причины?


- В Свердловской области на сегодняшний день цена на бензин АИ-92 на одних заправках стоит 26.10 рублей на других чуть не 27 рублей. Хотя вчера цена была 25.6 рублей. В начале года он стоил 21.7 рублей. И такой рост уже мы видим в течении 6-8 месяцев. Что происходит? Как ФАС будет реагировать на такую ситуацию?


- Цены на топливо в России сейчас во всех регионах, могу предположить, пиковые. Говоря это, делаю проекцию от своего региона – Приморского края. Столь высоких цен на ГСМ в оптовом сегменте мы еще не видели. И нам непонятен механизм этой цены. Мы видим цену нефти, как основную составляющую, акцизы, логистику и прочее. Но с чего складывается такой уровень цены, как у нас, сейчас мы не понимаем. К примеру, на дизельное топливо зимнее в оптовом сегменте цена доходит до 36000 рублей за тонну. Причем даже за эту цену на нефтебазах нефтяных компаний нет достаточного количества ресурса. Видя это здесь, на местах, сразу вспоминаем прошлогоднюю ситуацию с «разгоном» цены, когда на бирже резко уменьшили объемы продаж дизельного топлива зимнего и проводились только согласованные сделки аффилированными компаниями. Сейчас на бирже, к примеру, НК Роснефть практически ничего не продает. А если и продает ликвидный продукт, то все теми же согласованными сделками. Весь сбыт «на местах» отдан региональным сбытовым подразделениями НК, которые фактически не справляются с логистикой и ограничивают объемы независимым операторам рынка, выдавливая, тем самым, последних с рынка. В результате такой политики независимые операторы вынуждены закрывать свой бизнес и продавать АЗС тем же нефтяным компаниям, как понимаете, «за недорого». Как видите, конкурентного рынка здесь нет.

Приняли в стране Техрегламент, успели даже изменения в него внести, а как это повлияло на нефтепродуктообеспечение? В свободной продаже, на бирже, бензина как не было, так и нет. В сбытовых подразделениях нефтяных компаний 95, 98 бензины получить - огромная проблема. По дизельному топливу зимнему ситуация аналогична прошлогодней. Ресурс выведен с торгов, огромный спрос автоматически поднял цены до запредельных.

Из СМИ мы узнаем о том, что нефтяные компании признаны виновными в нарушениях антимонопольного законодательства и оштрафованы. Но что это меняет? Три последних года ФАС регулярно возбуждает дела, выигрывает в судах, нефтяные компании штрафы оплачивают, но каким образом это улучшает конкуренцию? Независимых АЗС в России с каждым годом становиться все меньше, они вынуждены закрываться в результате проводимой политики государственными нефтяными компаниями. Является ли такая ситуация со штрафами сложившейся нормой работы ФАС по пополнению бюджета, или же ситуация будет меняться? Когда и какие меры будут приняты? Про принятие законов о нефти и прочих мы знаем из СМИ, но что конкретно будет изменяться? Панацеи от принятия этих законов мы не видим.


На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цены, который за пять лет с 2007 по 2011 год составил 125%. Влияние оказывает и рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Так, рост инфляции в России за этот период составил 55%. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет 60- 65%. В тоже время значительное влияние на рынок оказывают условия конкуренции. На тех региональных рынках, где доминирует одна компания, цены на АЗС, как правило, выше на 2-5%, чем на тех рынках, где присутствуют множество конкурирующих компаний. К сожалению, приватизационными указами в начале 90-х рынок был поделён между сбытовыми организациями нефтепродуктообеспечения крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), каждое из которых занимает доминирующее положение на соответствующем рынке. На федеральном оптовом рынке нефтепродуктов условия конкуренции также недостаточно благоприятны - совместно доминируют несколько крупных нефтяных компаний. Они владеют основными добывающими нефть предприятиями и основными нефтеперерабатывающими заводами. В этой ситуации указанные несколько компаний в режиме «дружественной» конкуренции могут ущемлять интересы, навязывать невыгодные условия деятельности, как конкурентам, так и контрагентам. За последние 15 лет доля независимых нефтедобывающих предприятий сократилась с 15 до 5%. Доля независимых АЗС сократилась с примерно 65 до 50-55%. Проблемы, возникавшие на рынке последние год – два, привели к тому, что эффективность деятельности нефтяных компаний возросла (ВИНК имеют одну из самых высоких рентабельность) в то время, как независимые АЗС балансируют на уровне безубыточности. ФАС России была вынуждена принять специальную программу защиты независимых компаний на рынках нефтепродуктообеспечения. В конце 2010 года и в 2011 году территориальными управлениями ФАС России было возбуждено 88 дел о нарушениях антимонопольного законодательства, значительная часть которых касается фактов дискриминационных действий ВИНК по отношению к независимым АЗС.


В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства существует необходимость в нормативном регулировании взаимоотношений, возникающих на рынке нефти и нефтепродуктов. ФАС России разработала законопроект «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Законопроект, в частности, формулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идёт о не допущение сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке превышает установленное пороговое значение. Дополнительно формулируются требования к обеспечению доступа к инфраструктуре рынка нефти и нефтепродуктов, в том числе, недискриминационный доступ к хранилищам моторного топлива (в случае, если доля емкости хранилища превышает установленное пороговое значение от общей емкости хранилищ в субъекте Российской Федерации), а также приоритетность представления услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов для покупателей на бирже. Одновременно установлено также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Стоит отметить, что обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Это позволит уйти от трансфертного ценообразования и формировать справедливые цены внутреннего рынка.


6) Компания должна признать факт нарушения антимонопольного законодательства, устранить нарушение и его последствия. Только после этого мы можем обсуждать условия мирового соглашения
 


- Уважаемый Анатолий Николаевич, почему ФАС идет на мировые соглашения с компаниями, признавшими нарушения?


Возможность заключения мировых соглашений предусмотрена действующим законодательством. В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом (АПК) мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Подобная практика применяется ФАС России и по делам на других рынках. При этом мы руководствуемся рядом принципов. Компания, чьи действия в установленном порядке были признаны ФАС нарушающими антимонопольное законодательство, должна признать факт нарушения, устранить нарушение и его последствия. Только после этого мы можем обсуждать условия мирового соглашения, каждое положение из которых внутренними процедурами регламентировано в общем порядке и не носит индивидуального характера. При этом речь не идёт об отмене штрафа. Речь идёт лишь о возможном его снижение, но при условии восстановления конкуренции на рынке. Штрафы играют весомую роль и как санкция за нарушение антимонопольного законодательства, и как мера, направленная на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Вместе с тем штрафы это не самоцель - важным является и скорейшее улучшение ситуации на рынке. Долгие судебные разбирательства не всегда способствуют скорейшему улучшению ситуации на рынке. Меняется и поведение компаний - нарушителей. Если в рамках первой и второй «волн» о нарушениях антимонопольного законодательства компании долго судились, пока Высший Арбитражный Суд России не вынес прецедентные решения в пользу ФАС (а значит и в пользу многомиллионной армии владельцев транспортных средств). То уже в рамках третьей «волны» дел компании сочли для себя за благо признать факт нарушения уже на этапе разбирательств в антимонопольной службе. Полагаем, что следующим шагом «эволюции» поведения нефтяных компаний станет работа их юристов и экономистов, направленная на недопущение нарушений антимонопольного законодательства, на работу в условиях цивилизованных рыночных отношений. Помочь им в этом смогут законодательные инициативы ФАС России по рыночному ценообразованию, по созданию структуры конкурентного рынка, по совершенствованию системы налогообложения, способствующей ограничению необоснованного роста цен и значительных ценовых колебаний. Наступит время, когда упоминание о нефтяных компаниях будет ассоциироваться с лучшими образцами клиенто - ориентированного бизнеса, а также с современным инновационным промышленным производством.


7) Важно, чтобы рост цен не выходил за пределы разумного


- Уважаемый Анатолий Николаевич, ФАС пресекает нарушения монополистов, штрафует компании многомиллионными штрафами, а нарушения все продолжаются. Цены на бензин продолжают расти, а в начале года вообще во многих регионах не было бензина. Почему так?

Как ФАС планирует снизить темпы роста цен на топливо? Ведь цены на бензин растут с каждым сезоном, а зарплата не увеличивается.

 

Цены на нефтепродукты растут, как, впрочем, растут цены и на другие товары и услуги. Важно, чтобы рост цен не выходил за пределы разумного, чтобы цены не были монопольно высокими или дискриминационными по отношению к разным группам покупателей. Обратимся к фактам. Последние масштабные действия против нарушителей закона «О защите конкуренции» ФАС России начала с 2007 года. В 2008 и 2009 года было рассмотрено более 250 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также две «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде России, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы – суммарно более 15 млрд.рублей. Аналогичные суммы штрафов за подобные нарушения взыскиваются в наиболее развитых странах – странах ОЭСР. С конца 2010 года по настоящее время возбуждено 88 дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства на региональных рынках. На федеральном уровне в рамках третьей «волны» дел нефтяные компании уже признали факт нарушения закона. В течение ноября ожидается вынесение решения по размерам штрафов в отношении нарушителей. Обратимся к цифрам. По сравнению с 2007 годом цены на нефть (один из основных факторов, влияющих на цены на внутреннем рынке) в 2011 году выросли на 125%. В отдельные годы или в отдельные периоды цены на нефтепродукты опережали инфляцию (например, под влиянием сезонного фактора). Рост цен в 2011 году мог быть меньшим, но с 2011 года кратно увеличились акцизы на топливо, это привело к тому, что цены на топливо опередили инфляцию: 11-12% против 5%. В тоже время за 5 лет рост цен на нефтепродукты (нарастающим итогом) отстал от инфляции. 92 и 95-й бензины выросли в цене на примерно 40%, дизельное топливо – на 46%. Инфляция за это время в России составила 54%.


8) Решения по уголовным делам принимаются после вступления в законную силу решений, подтверждающих факты нарушений закона «О защите конкуренции»


- Анатолий Николаевич, может, стоит привлекать к уголовной ответственности компании-нарушители, чтобы цены на бензин уже перестали быть заоблачными?


30 октября 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации», предусматривающий ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере, предусмотрено уголовное наказание. При этом следует понимать, что действует, так называемый, принцип административной преюдиции. Решения по уголовным делам принимаются после вступления в законную силу решений, подтверждающих факты нарушений закона «О защите конкуренции». В поправках в данный закон, принятых в первом чтении Государственной Думой, ФАС России наделяется компетенцией по ведению реестра должностных лиц, чьи действия привели к неоднократному нарушению соответствующих фактов злоупотреблений компанией-нарушителем своим доминирующим положением на рынке, для целей дальнейшего применения уголовной ответственности. Для наиболее опасных нарушений – картелей (запрещенных соглашений между конкурентами), уголовная ответственность может наступить уже после первого вступившего в законную силу решения о данном нарушении антимонопольного законодательства.


9) В отношении сжиженных углеводородных газов государственное регулирование цен не предусмотрено


- Анатолий Николаевич, в Курганской области повышаются цены на пропан-бутановую смесь (далее газ), за 2-2,5 месяца цена газа выросла с 12 руб. до 16,50 руб. практически на всех газо-заправочных станциях Курганской области. Почему такое происходит? Есть ли у ФАСа полномочия остановить этот рост цен?


- В правительстве РФ, а также других официальных лиц звучат заявления о необходимости охраны окружающей среды и использования не только бензина в автотранспорте. Использование сжиженного и природного газа в качестве альтернативы бензина более экологично. Это и экономически выгодно, так как это попутный нефти продукт и раньше шел в отходы, которые требовалось утилизировать(сжигать), соответственно его себестоимость должна быть гораздо ниже самого дешевого бензина, что отражено в «Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд». Никаких стимулов, кроме относительно низкой стоимости сжиженного газа по сравнению с бензином, наше Правительство не предложило ни уменьшения налога, ни других льготных условий для автотранспорта оборудованного газовым оборудованием(которое не дешево). В марте этого года я установил на свою машину такое оборудование с целью более бережного отношения к окружающей среде и небольшой экономии семейных средств после окупаемости при дальнейшей эксплуатации авто. И если в начале лета этого года соотношение цены на смесь пропан-бутан составляла около 50%(но не к А80, а к АИ92), то сейчас устанавливать и эксплуатировать газовое оборудование теряет всякий смысл. Сейчас я не стал бы этого делать. Почему вы бездействуйте в вопросе резкого необоснованного рост цен на сжиженный газ для автомобилистов.


Разделяем Вашу позицию относительно целесообразности и необходимости значительно более широкого использования газа, в том числе пропан-бутана, в качестве моторного топлива. Соответствующий законопроект обсуждается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также Законодательным собранием.

Проводя сравнение цен на бензин и газовое автотопливо, следует учитывать, что государственному регулированию подлежит цена на сжатый природный газ (СПГ), производимый из природного газа метана и реализуемый автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями (АГНКС).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» указанная цена устанавливается в размере не более 50 процентов от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая налог на добавленную стоимость.

Цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ), состоящий из смеси пропана и бутана, используемый для заправки автомобилей и реализуемый автомобильными газозаправочными станциями (АГЗС), государственному регулированию не подлежат.

Государственному регулированию подлежит цена на СУГ для коммунально-бытовых нужд населения – приготовление пищи, подогрев воды и отопление. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства», розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В отношении сжиженных углеводородных газов государственное регулирование цен не предусмотрено. В тех случаях, когда имеет место необоснованный рост цен, применяются соответствующие меры антимонопольного воздействия. За период 2009 - первый квартал 2011 г. территориальными органами ФАС России возбуждено 21 дело в отношении розничных продавцов СУГ для заправки автомобильного транспорта по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении ими согласованных действий по повышению розничных цен.

В частности, Брянским, Калмыцким, Кемеровским, Курганским, Курским, Нижегородским, Орловским, Пензенским, Пермским, Татарстанским, Свердловским, Ульяновским, Челябинским УФАС России рассмотрены дела об осуществлении участниками рынка СУГ (розничными продавцами) согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на СУГ, используемый в качестве моторного топлива.

При этом, в целом ряде субъектов Российской Федерации (Брянская область, Республика Калмыкия, Кемеровская область, Курская область, Нижегородская область, Орловская область, Пензенская область, Республика Татарстан, Челябинская область) решения, принятые территориальными органами ФАС России об осуществлении розничными продавцами СУГ согласованных действий по установлению и поддержанию цен на СУГ, используемый в качестве моторного топлива, признаны судами законными и обоснованными.

1) Так, в III квартале 2009 года Нижегородским УФАС России ЗАО «Реал-Инвест» и ООО «Росгаз» признаны нарушившими статью 11 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен реализации СУГ для заправки автомобилей на территории города Нижнего Новгорода. Судами всех инстанций указанное решение признано законным. Сумма наложенных штрафов за данное нарушение составила 1,7 млн.руб.

2) В IV квартале 2009 года Челябинское УФАС России признало ООО «ЧеляСГ-Транс», ООО «ЮжУралСГ-транс», ООО «Автоконт», ООО «Фирма «Кембрий», ООО «ОПТАН-Челябинск» нарушившими статью 11 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий на рынке розничной реализации СУГ на территории г.Челябинска, которые привели к установлению (поддержанию) единых цен на СУГ в 2009 году. Указанное решение поддержали все судебные инстанции.

Сумма наложенных штрафов за данное нарушение составила 2,4 млн. руб. (в судебном порядке штраф был снижен до 1,3 млн.руб. и выплачен компаниями).

3) В ходе проведения в 2009 году Курским УФАС России анализа рынка реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей были выявлены признаки согласованного синхронного повышения розничных цен на СУГ хозяйствующими субъектами в г.Курске и Курском районе в период с августа по ноябрь 2009 года.

В 2010 году решением Курского УФАС России ООО «Эверест-ТМ», ООО «Газинжиниринг», ООО «ТехСервис-ИНЭКО» были признаны в совершении согласованных действий по повышению розничных цен на СУГ.

4) В I квартале 2010 года Пензенским УФАС России установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолскнефтепродукт», ВИНК «ЛУКОЙЛ», ООО «Газсервис» ООО «Энергия плюс», ООО «Навигатор -2000», ИП Корочкова И.Г., (ООО «Автогаз», ООО «Автогаз плюс», ООО «Газавто») единовременно были установлены и поддерживались одинаковые цены на СУГ на территории г.Пензы. Решение Пензенского УФАС России поддержано судебными инстанциями.

Общая сумма наложенных штрафов за данное нарушение составила 1,5 млн.руб. Компании выплатили штраф в полном объеме.

5) В 2010 году Кемеровским УФАС России ЗАО «Газпромнефть - Кузбасс», ОАО «Кузбассгазификация», ООО «КузбассТрансГаз» признаны нарушившими статью 11 Закона о защите конкуренции в части осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий по установлению цен, совпадающих с ценами хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами данных организаций (каждой из них) на рынке розничной реализации сжиженных углеводородных газов в географических границах муниципального образования городской округ «город Кемерово». Кроме этого компании были оштрафованы на 300 тыс. рублей. Судами всех инстанций решение Кемеровского УФАС признано законным.

В 2010 году решением Курганского УФАС России ООО «Автогазсистема», ОАО «Курганоблгаз» (группа лиц ООО «ГАЗЭКС-Менеджмент»), ЗАО «Сибгазсервис» были признаны в совершении согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на СУГ, используемый в качестве моторного топлива.

Однако Арбитражный суд отменил решение Курганского УФАС России.

Курганским УФАС России проводится анализ ценообразования хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках СУГ.

В результате проведенного анализа антимонопольный орган усматривает признаки согласованных действий, направленных на установление и поддержание розничных цен на СУГ в 2010-2011 гг.

В настоящее время Курганским УФАС России решается вопрос о возбуждении дела в отношении розничных поставщиков СУГ, используемого в качестве моторного топлива, о нарушении антимонопольного законодательства.

В целом, имеющаяся судебная практика по решениям территориальных органов ФАС России отражает необходимость дальнейшей работы антимонопольных органов в части пресечения согласованных действий на рынке роничной реализации СУГ.

Общая сумма наложенных штрафов территориальными органами ФАС России за период 2009 - I квартал 2011 гг. за нарушения розничными продавцами СУГ, используемого в качестве моторного топлива, антимонопольного законодательства в части осуществления согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен, составила 17 млн.руб