Квота социальной ответственности

Минэнерго направило в правительство проект поручения по введению обязательства продавать на внутреннем рынке фиксированную часть топлива, производимого в стране, пишет «Независимая газета».

Минэнерго России считает нужным отметить, что нефтяные компании свободны в принятии решений по выбору оптимальных направлений поставок нефтепродуктов. Вместе с тем анализ ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, сложившейся в июле 2013 года, показал, что деятельность компаний не всегда является социально-ответственной. Кроме того, существует технический лаг по прекращению поставок на экспорт, связанный с наличием у компаний контрактных обязательств, - цитирует проект поручения Интерфакс.

Таким образом, решение задачи, поставленной правительственной комиссией по ТЭКу, перешло в активную фазу административных действий. Согласно проекту документа, Минэнерго планирует предложить нефтяным компаниям обеспечить поставки на внутренний рынок автомобильного бензина, дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей в процентах от производства, соответствующих доле внутреннего потребления в прогнозе социально-экономического развития страны, начиная с 2014 года. Необходимость регулирования топливного рынка авторы документа объясняют тем, что действующая редакция четырехстороннего соглашения между Минэнерго, ФАС, Росстандартом и нефтяными компаниями не устанавливает конкретных обязательств последних по поставкам топлива российским потребителям. Цифры не названы, но эксперты полагают, что объемы фиксированных продаж могут составить более 50% дизтоплива и до 95% бензина, производимых российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ).

В случае положительного решения правительства новые правила вступят в силу во втором квартале 2014 года.

Следует сказать, что алгоритм насыщения российского топливного рынка, предлагаемый Минэнерго, на поверку не столь уж оригинален. В 1990-х годах рост цен на бензин тоже пытались сдерживать, опираясь на административный ресурс. В частности, были введены так называемые балансовые задания. Смысл их в том, что экспорт нефти был запрещен для каждой компании до тех пор, пока компания не выполняла обязательства по поставкам внутри страны. Ограничения были сняты как нерыночные, поскольку нефтяная отрасль России рисковала погрузиться в миллиардные долги. Не исключено, что история может повториться.

В случае если предложение Минэнерго будет принято правительством, бензин и дизтопливо дешевле в России не станут, считают некоторые аналитики. Выгода в другом - будет снят риск резкого повышения цен на автомобильное топливо. А значит, нет оснований и для паники у трейдеров и населения.

Между тем другие эксперты указывают, что директивное утверждение квот чиновниками создает определенный риск. Что будет, если чиновник просчитается, и текущий спрос на бензин увеличится - например, из-за теплой весны и увеличения продолжительности массового автомобильного сезона? Даже небольшие ошибки в определении квот грозят либо дефицитом топлива и ростом розничных цен, либо недополученной экспортной выручкой нефтяников.