Весна. Что с ценой на топливо?

Розничные цены на бензин подтянулись вслед за оптовыми. За март в большинстве российских регионов цены на заправках, по данным ИАЦ "Кортес", пошли вверх: по отношению к январю текущего года они выросли на 0,5% в Дальневосточном федеральном округе, на 4,8% - в Татарстане, незначительное повышение зафиксировано и в других округах. "Лукойл-Центрнефтепродукт" (сбытовая "дочка" "Лукойла") централизованно подняла цены на автомобильное топливо в регионах своего присутствия от Москвыдо Калининграда на 50 копеек за литр. То же самое сделала и "Газпром нефть" в Новосибирской области. Аналитики объясняют рост стоимости увеличением экспорта нефтепродуктов, резким снижения курса рубля с начала года, а также тем, что цены на заправках догоняют резко скакнувшие ранее оптовые цены на топливо, которые в различных регионах с начала года выросли на 15-22%. В ФАС уже пообещали наказывать те нефтяные компании, которые будут задирать цены слишком резко, пишут «Известия».

По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ ТЭК при Минэнерго), в период с ноября 2012 года по февраль 2013 года объем поставок высокооктанового бензина на внутренний рынок составил 11,4 млн т, в тот же период 2013- 2014 годов эта цифра уменьшилась на 400 тыс. т до 11 млн. В то же время существенно вырос объем экспорта бензина при незначительном росте уровня его производства. С октября 2013 года по статистике ЦДУ ТЭК экспорт автобензина составил 1,46 млн т, при том что в тот же период 2012-2013 годов компании вывозили из страны на 529 тыс. т качественного бензина меньше (0,93 млн т). Производство бензинов в России выросло в 2013 году на 0,9 млн т по сравнению с 2012-м - до 36,4 млн т.

При сокращении предложения бензина на внутреннем рынке на фоне плановых весенних ремонтов НПЗ как в центральном регионе, так и на Дальнем Востоке независимые продавцы начинают активно скупать топливо на бирже, что приводит к росту цены на торговых площадках, а также к росту отпускных оптовых цен на НПЗ крупных нефтяных компаний. В итоге "Лукойл-Центрнефтепродукт" главной причиной роста своих розничных цен назвал резкое повышение бензиновых цен в опте, которое рынок наблюдает с начала текущего года.

- На бензин Аи-92 с начала года биржевые цены выросли на 5 тыс. рублей за тонну, а на Аи-95 - на 5,2 тыс., что в пересчете составляет более 3 рублей на литр, - отметил представитель компании "Лукойл-Центрнефтепродукт".

В ответ начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин заявил, что такие объяснения не корректные.

- На бирже продают всего 10% объема внутреннего рынка бензина. Интересно посмотреть, будет ли "Лукойл" корректировать цены на АЗС, если биржевые цены упадут, - замечает представитель ФАС.

Дмитрий Махонин отмечает, что пока наказывать нефтяников не за что, поскольку цены на бензин растут ежегодно перед весенней посевной, а также в связи с ростом спроса на топливо среди автолюбителей. Текущий рост стоимости топлива на заправках соизмерим с общим ростом индекса цен потребительской корзины в стране.

Однако в ФАС обещают, что в случае резкого роста цен на АЗС компании будут наказаны.

По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, розничные цены растут с отставанием от оптовых примерно в диапазоне от двух недель до двух месяцев.

- Скачок цен на АЗС обусловлен ростом курса доллара и евро по отношению к рублю, а также ростом акциза на бензин. И цены, увы, продолжат рост, так как нет рыночных факторов, которые его сдержат, - отмечает эксперт. По его словам, негативный тренд на бензиновом рынке - это существенное сокращение маржи независимых продавцов автомобильного топлива из-за высоких оптовых цен и не поспевающей за ним розницы: их прибыль снизилась с традиционных 15-23% до 10-15%.

По оценкам участников рынка, рост цен на бензин по итогам года может составить 10- 15% вместо прогнозируемых ранее Минэнерго 4,5-5% или по уровню инфляции. Представители Минэнерго, несмотря на резкий рост экспорта бензина и сокращение предложения его на внутреннем рынке, продолжают успокаивать рынок.

- В настоящее время компании продолжают формировать необходимые запасы топлива к 1 апреля в соответствии с рекомендациями Минэнерго, что позволит успешно пройти период ремонтов нефтеперерабатывающего оборудования на крупнейших российских заводах, - отметили в пресс-службе ведомства.