ФАС: надо закрыть схему вывода госимущества через унитарные предприятия

Федеральная антимонопольная служба предлагает закрыть прореху в законе, через которую утекает государственное имущество. Недобросовестные чиновники могут продавать его за бесценок через унитарные предприятия: государственные (ГУП) или муниципальные (МУП). Если обязать их проводить открытые торги, это прекратится, считает глава ФАС Игорь Артемьев. Опрошенные РБК юристы и эксперты с ним согласны.

"Через такую передачу имущества государство теряет миллиарды, по сути, это воровство", - сказал РБК глава ФАС. Про эту "дырку" с продажей госимущества Артемьев уже поговорил с президентом, который, по его словам, дал "соответствующие поручения". Поправки можно внести в закон о приватизации, защите конкуренции (в статью, регулирующую заключение договоров с государственным и муниципальным имуществом) или Градостроительный кодекс.

Скандалы с "оптимизацией" непрофильных активов через офшоры или "содействием" заключению договора аренды руководством ГУП и МУП вспыхивают часто. Так, например, в прошлом году МВД сообщило об аресте экс-замдиректора ФГУП "Центр финансового и правового обеспечения" управления делами президента, который подозревался в организации коррупционной схемы. Ее смысл сводился к тому, что у предпринимателей вымогались деньги за "содействие" в аренде помещений, принадлежащих ФГУП.

Директор ФГУП - прибыльная профессия, отмечает партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Никита Кондрашов. "Часто, если реальная аренда 100 тыс. за квадратный метр, они говорят: вы нам заплатите условно 10 млн, мы вам сдадим по 10 тыс. Люди берут в аренду на длительный срок и сдают другим - уже по нормальной ставке", - говорит юрист.

Другой способ "распорядиться" активами - вывести их в офшор. В середине прошлого года СМИ сообщили о задержании в Санкт-Петербурге гендиректора ФГУП "Российский научный центр "Прикладная химия" Александра Шаповалова. Ему предъявили обвинение в злоупотреблении полномочиями, а параллельно выяснилось, что ФГУП уступило права на целый ряд активов гонконгским офшорам. По версии Шаповалова, это было сделано в целях своеобразной оптимизации: чтобы избавить предприятие от этого имущества, а затем использовать для коммерческих проектов.

Действующее законодательство устроено таким образом, что при участии недобросовестного чиновника МУП и ГУП могут продавать имущество за бесценок без торгов и аукционов, отмечает партнер компании "Налоговик" Роман Терехин. Если эту прореху закрыть, продать имущество с выгодой для себя чиновники все равно смогут, но тогда придется вступать в сговор с несколькими должностными лицами, манипулируя торгами и их результатами.

Требование проводить открытые торги может не решить проблему полностью, хотя бы ввиду возможных злоупотреблений при их проведении. Но торги повысят прозрачность и обеспечат доступ к имуществу всем участникам рынка, считает председатель генсовета некоммерческого партнерства "Содействие развитию конкуренции" Анна Нумерова. От этого выиграет малый бизнес, надеется она.

За справедливостью торгов должны следить госорганы, лучший кандидат - ФАС, считает Кондрашов. Непрозрачная реализация имущества ГУП и МУП приводит к ограничению конкуренции, в ФАС поступает большое количество жалоб в связи с этим, поэтому логично, чтобы именно это ведомство следило за торгами, говорит руководитель антимонопольной практики юридической группы "Яковлев и партнеры" Екатерина Леоненкова.

Сергей Габестро считает, что на законодательном уровне важно предусмотреть такой механизм, чтобы торги "обеспечивали реальную конкуренцию, а не проводились формально на аффилированных площадках", иначе у ФАС может прибавиться полномочий, а результат не изменится, опасается он.