ФАС намерена утвердить положения по биржевой торговле СУГ до конца года

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена до конца 2014 года утвердить положения, регулирующие биржевую торговлю сжиженными углеводородными газами (СУГ). Внести изменения в проект совместного приказа ФАС и Минэнерго планируют в течение ближайших месяцев. Об этом сообщили представители ФАС на заседании трех экспертных советов, посвященному развитию биржевой торговли СУГ.

"Необходимо дополнить совместный приказ, включить в него СУГи для газомоторного топлива и для коммунально-бытового потребления в размере 5% от производства, а также СУГи для нефтехимии в размере 5% от производства и 10% - от поставок на внутренний рынок", - пояснил начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин в ходе своего выступления.

По его словам, изменения в постановление Правительства №623 от 23 июля 2013 года также предполагают установление обязательной регистрации для компаний, производящих сжиженные углеводородные газы в объеме, превышающем 100 тыс. тонн при условии, что объем сделки будет не менее 30 тыс. тонн. При этом обязанность регистрировать биржевые сделки ФАС намерена возложить на себя.

"Пока правила торговли СУГ носят рекомендательный характер, но эти цены будут учитываться при определении монопольной цены. Если она будет определена на бирже, то она не будет считаться завышено-монопольной", - заявил Д. Махонин.

Вопрос о биржевой торговле СУГами остается крайне дискуссионным, ряд компаний, в частности СИБУР, НОВАТЭК, "Газпром газэнергосеть", ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", ОНК, уже направили свои обращения в ФАС с указанием на некорректность предложений ведомства. "Мы неоднократно слышали о проблеме отсутствия мощностей для хранения СУГов, о неразвитости рынка с точки зрения наличия монопсонии на рынке. Это также проблемы срока хранения самого товара, который ограничен несколькими месяцами", - отметил представитель ФАС.

Невозможность реализации биржевого механизма для торговли СУГами участники рынка также аргументируют высокой сезонной волатильностью и малым количеством прямых покупателей. Любые изменения в системе биржевой торговли нефтепродуктами приведут к искусственному увеличению игроков на рынке с минимальной представленностью компаний. Также важно учитывать тот факт, что мощности для хранения газов ограничены, что лишит производителей гибкости продаж, а отсутствие значимого количества потенциальных покупателей приведет к задержкам отгрузок. Кроме того, высокие издержки для участников торгов делают покупки сложными и дорогими.

Несмотря на широкий круг очерченных проблем, ФАС готова пойти лишь на небольшие уступки участникам рынка. "Мы готовы обсуждать, дискутировать, но согласиться со всеми доводами не можем, нельзя (Ред. продавать СУГ на бирже) – не вариант для нас", - заявил замглавы ведомства Анатолий Голомзин.

Напомним, в июле прошлого года в силу вступил приказ ФАС и Минэнерго по обязательной биржевой торговле рядом нефтепродуктов. Согласно нему, ключевые игроки российского нефтяного рынка должны продавать за месяц на бирже 10% бензинов, 5% дизтоплива, 10% авиакеросина и 2% мазута. Объем биржевых торгов топливом в 2013 году достиг 14,5 млн тонн, более 90% объемов приходится на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу.

Окончательное решение о продаже СУГ на бирже еще не принято. В настоящее время в России производится около 12 млн тонн СУГ, 3 млн тонн из которых направляется на экспорт. Основные производители сжиженных углеводородных газов в РФ – СИБУР, "Газпром" и НОВАТЭК.