Стоимость бензина – под контролем

На минувшей неделе во многих регионах России, в том числе и в Хакасии, был отмечен рост цен на бензин Аи-92.

ФАС отслеживает ситуацию с ценами на нефтепродукты во всех сегментах рынка, отметил начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. «К нам поступает от нефтяных компания информация, обосновывающая увеличение стоимости топлива. Мы эту информацию анализируем. Территориальным органам поставлена задача усилить контроль на розничном рынке», — сказал он. ФАС также проанализировала итоги биржевых торгов. «В ближайшее время ФАС определится, объективен рост цен или нет», — добавил Махонин.

Цены на дизтопливо и бензин в России уже достигли запланированного в целом на год уровня, сказал вице-премьер Аркадий Дворкович у премьера Дмитрия Медведева. «Сложности возникли на рынке топлива — дизельного топлива и автобензина: цены уже поднялись на те показатели, которые мы планировали по году в целом», — отметил он. Тем не менее, по словам Дворковича, «сейчас с нефтяными компаниями идет активная работа, и мы ожидаем стабилизации цен». В 2011 г., когда на рынке был дефицит топлива, что привело к резкому росту цен, госорганы не раз прибегали к ручному регулированию цен. При Минэнерго есть рабочая группа, которая регулярно проводит консультации с компаниями по ситуации на нефтепродуктовом рынке, но никаких поручений компаниям не давалось, отметила представитель Дворковича. Ситуация стабильна: предприятия, автозаправочные станции и аэропорты полностью обеспечены топливом, запасы превышают нормативный показатель в 10 суток, сообщил представитель Минэнерго.

Дворкович подчеркнул, что «до окончания уборочной кампании в России рост цен (на горюче-смазочные материалы. — “Ведомости”) не прогнозируется». С начала года Аи-92 (на европейской части России) на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже вырос на 19% до 37 367 руб./т и на 5,5% до 30,98 руб./л на АЗС, по данным Thomson Reuters Kortes. В этом году цены на бирже начали резко расти в марте. Последний заметный рост был после пожара 15 июня на Ачинском НПЗ. Компаниям было рекомендовано отказаться от экспорта бензина. В итоге в последние две недели бензин Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже подешевел до 38 705 руб./т (-2,7% к 10 июля). Снижению цен способствовало увеличение предложения товара, считают эксперты агентства «Аналитика товарных рынков». Но есть и другая причина: некоторые нефтяные компании изменили подходы к реализации бензина на биржевых торгах, говорится в их обзоре. Одна из вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) начала продавать товар раньше — спустя примерно полчаса после старта торгов, хотя прежде она выходила на рынок в середине торговой сессии. Другая ВИНК на прошлой неделе значительно снизила цены на бензины на НПЗ, в результате товар у нее начали покупать независимые участники рынка, хотя ранее эта компания продавала на бирже бензины в основном собственным сбытовым предприятиям, продолжают эксперты. Еще одна ВИНК начала дробить реализуемый товар на небольшие лоты и прекратила продавать на бирже бензин другим нефтяным компаниям на явно нерыночных условиях. «Эти достаточно простые меры привели к тому, что на бирже стало намного больше бензина, доступного для покупки независимыми участниками рынка», — отмечают эксперты «Аналитики товарных рынков». Динамика биржевых и оптовых цен создает предпосылки для стабилизации ситуации на розничном рынке, полагает Минэнерго. По прогнозам министерства, общий рост этих цен за 2014 г. останется в пределах инфляции. С начала года рост инфляции составил 5,2% (данные Росстата на 14 июля).

Представитель «Роснефти» пояснил «Интерфаксу», что «компания вынуждена балансировать в рамках существующей ценовой парадигмы». «Слишком низкое ценовое предложение по сравнению с другими игроками приведет к вымыванию продукта с рынка и, как следствие, создаст реальную угрозу дефицита товара», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Представители «Роснефти» и «Лукойла» не ответили на запросы «Ведомостей».