За честные торги и добросовестную конкуренцию

Сегодня в Хакасском УФАС России прошла пресс-конференция по итогам работы за первое полугодие.

Открыла мероприятие врио руководителя Хакасского УФАС России Ольга Франскевич. Она познакомила журналистов со следующими цифрами:

- Сотрудниками Хакасским УФАС России за первые шесть месяцев текущего  года в разрезе статей Закона «О защите конкуренции» выявлено:

по злоупотреблению доминирующим положением – 5 нарушений,

по сговору хозяйствующих субъектов – 1 нарушение,

по недобросовестной конкуренции – 8 нарушений,

по действию органов госвласти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию -  7 нарушений,

по соглашению между хозсубъектом и органами госвласти и органов местного самоуправления -  1 нарушение,

по антимонопольному требованию к торгам -  7 нарушений,

по порядку  заключения договоров на государственное и муниципальное имущество -  7 нарушений,

по предоставлению преференций - 38 нарушений.

Стоит отметить, что за прошедший период 2014 года прослеживается динамика в пресечении таких видов правонарушений как: незаконное предоставление государственных и муниципальных преференций.

В разы выросло количество пресеченных Хакасским УФАС правонарушений, связанных с порядком заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, которое по общим правилам должно предоставлять только по результатам торгов.

Резкий скачек в сторону увеличения выявленных нарушений прослеживается и среди недобросовестной конкуренции.

Наиболее часто встречающимися нарушениями здесь являются введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товаров или в отношении его производителей, а также распространение ложных, неточных и искаженных сведений;

Значение выявленных нарушений возросло более чем на  80% по сравнению с прошлым годом. 

На вопрос представителей СМИ о  наиболее значимых в практике антимонопольного органа дел, были приведены следующие примеры.

Так Хакасским УФАС России вынесено решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, которым действия трех организаций  признаны нарушившими  пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Это касается части заключения соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Данные организации - участники конкурсов на право заключения государственного контракта на выполнение кадастровых работ по формированию границ земельных участков, подлежащим представлению отдельным категориям граждан. Анализ их действий свидетельствует об их договоренности, для того, чтобы ввести добросовестных участников аукциона в заблуждение и, таким образом, вывести из конкурентной борьбы.

Антимонопольным органом их действия признаны противоправными.

Другой пример -  в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступила жалоба одной из организаций, осуществляющей на территории Хакасии вывоз твердых бытовых отходов  на недобросовестные действия со стороны конкурента.

В Хакасии тарифы на утилизацию ТБО устанавливаются Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия.

Однако при участии в запросе котировок, конкурирующая организация предложила цену контракта не в расчете по установленным государственным тарифам, а значительно меньшую стоимость.

Таким образом, совершен акт недобросовестной конкуренции,  результате которого заявитель понес материальные убытки в размер более миллиона рублей.

Решением по данному делу признано нарушившим части  1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в части незаконного занижения установленного государственного тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов при участии в запросе котировок на оказание услуг по захоронению твердых бытовых отходов.

Познакомлю еще с одним делом: 31 марта 2014 года комиссия Хакасского УФАС России вынесла решение в отношении одной из администрации муниципального образования Республики Хакасии. Администрация признана нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, пункт 4 статьи 16 и статьи 19-20 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление индивидуального предпринимателя о незаконных действиях администрации, которые привели к ограничению доступа на товарный рынок ритуальных услуг.

Рынку ритуальных услуг, безусловно, присуща конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Администрация муниципального образования фактически наделила одного из индивидуальных предпринимателей статусом специализированной организации, определив перечень услуг по погребению в договоре-поручении, который был заключен с индивидуальным предпринимателем без проведения конкурсных процедур.

В договоре-поручении, заключенном между администрацией и индивидуальным предпринимателем, предусмотрено, что последнему предоставляется, в том числе, и такая услуга, как выделение мест для захоронения. Это является нарушением действующего законодательства, поскольку указанная функция входит в полномочия органа местного самоуправления и не может быть передана хозяйствующему субъекту.

Тем самым администрация муниципального образования города, предоставив индивидуальному предпринимателю исключительные права (преференции) на оказание услуг по погребению путем заключения договора-поручения, ограничила конкуренцию на данном товарном рынке и не позволила другим хозяйствующим субъектам осуществлять соответствующие ритуальные услуги.

Кроме того, согласно Закону о погребении и похоронном деле органы местного самоуправления, помимо прочего, осуществляют организацию похоронного дела - в их компетенцию входит  создание специализированных служб по вопросам похоронного дела и определение порядка их деятельности.

До настоящего времени на территории муниципального образования не определен порядок деятельности общественных кладбищ, не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

По результатам рассмотрения указанного дела администрация муниципального образования признана нарушившей Закон о защите конкуренции. Комиссией Хакасского УФАС России администрации было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Стоит также отметить, что Хакасское УФАС России по ряду рассмотренных дел обратилось в Арбитражных суд с исками о признании договоров, заключенных по результатами незаконных действий, недействительными. Суд поддержал позицию Хакасского УФАС.

Что касается контроля за соблюдением закона «О рекламе», то здесь видна положительная динамика в выявлении и пресечении правонарушений.

Хакасским УФАС было рассмотрено и вынесено решений по 8 делам, касающимся незаконной рекламы. Большая часть обращений касается незаконной смс рассылки и представлению ложных сведений при рекламировании товара.

Затем слово взяла заместитель руководителя Ольга Широкова:

- Сразу отмечу: мы продолжаем практику применения института предупреждения и считаем, что он полностью себя оправдал. Предупреждение как инструмент, направлен на устранение нарушений последствий причин и условий без возбуждения дела. При этом следует помнить, что на сегодняшний день предупреждения распространяются только на нарушения, связанные с навязыванием контрагенту невыгодных условий договора и необоснованным отказом или уклонением от заключения договора.

По сравнению с первым полугодием прошлого года за шесть прошедших месяцев мы выдали в три раза больше предупреждений. Половина из них исполнена, что позволило нарушителям избежать штрафов.

Что касается количества нарушений по злоупотреблению доминирующим положением хозяйственными субъектами, то мы наблюдаем их снижение. Действия монополистов из года в год повторяются и связаны с навязыванием невыгодных условий договора, необоснованным сокращением или прекращением производства товара, необоснованным отказом от заключения договора, нарушения порядка ценообразования.

Не прекращают поступать заявления по технологическому присоединению к сетям - сетевые компании продолжают нарушать антимонопольное законодательство.

Так одна из сетевых компаний предложила заключить договор на техприсоединение для льготных категорий граждан сроком вместо 6 месяцев – один год. Другой пример – предложили заплатить за техприсоединение порядка 400 тысяч рублей вместо 550, утверждая, что потребитель находится не в зоне расположения сетей, и придется строить дополнительные сети.

С 1 января 2014 года мы приступили к реализации и контролю нового закона о контрактной системе в сфере закупок. Поступило 114 жалоб, из них больше половины – 81 жалоба является необоснованной. Основные нарушения касаются порядка отбора участников. Выдано 48 предписаний об устранении нарушений.

В конце пресс-конференции ведущие ответили на вопросы журналистов.