Цены на бензин на топливной бирже продолжают стремительный рост

Ситуация на оптовом рынке не оставляет места для маневра розничным продавцам. Эксперты сомневаются, что ФАС сможет что-то противопоставить этой тревожной тенденции, сообщает Эксперт Online.

 

С понедельника прошлой недели стоимость тонны бензина марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросла на 1,74% - с 38,7 тыс. до 39,4 тыс. рублей, бензин марки «Премиум-95» подорожал на 1,9% - с 40,7 тыс. до 41,4 тыс. рублей за тонну.

По мнению экспертов независимого агентства «Аналитика товарных рынков», рост цен вызван назревающим товарным дефицитом, на фоне которого потребители активно закупали товар с поставкой в августе. Ранее стало известно, что Минэнерго потребовало от нефтяных компаний сформировать запасы бензина на уровне 1,75 млн тонн к 1 сентября, что на 0,25 млн тонн больше, чем в тот же период прошлого года. «Гарантировать такие запасы сложно, особенно в условиях снижения производства товарных бензинов внутри страны из-за плановых ремонтов НПЗ и недавних аварий на ряде нефтеперерабатывающих производств», - пояснил «Эксперт Online» аналитик агентства Артем Рахманкулов. По его словам, в этом году, как и в прошлом, вряд ли удастся накопить запланированные запасы, поскольку невыполнение производственного плана по высокооктановым бензинам может составить по итогам текущего года 1 млн тонн. По словам источников, такую оценку на очередном штабе озвучил представитель Минэнерго. С экспорта объемы бензина не могут быть перенаправлены на внутренний рынок, так как из страны вывозится в основном или невостребованный низкооктановый бензин, или товар, не соответствующий классу 3.

Причины снижения производства бензина в стране - аварии на заводе бензинов ОАО «Таиф-НК» в Татарстане и Ачинском НПЗ «Роснефти, а также запоздалый запуск Ярославского НПЗ после ремонта. По данным ЦДУ ТЭК, с 16 по 22 июля на внутренний рынок отгружено 645 тыс. т автобензина, что на 2,1% меньше, чем неделей ранее. Товарные остатки автобензина на НПЗ и предприятиях нефтепродуктообеспечения (ПНПО) нефтяных компаний 21 июля составили 1,383 млн т - на 1,2% меньше по сравнению с 15 июля.

При этом потребление бензина в августе традиционно растет. «В преддверии осенних ремонтов на НПЗ розница стремиться создать запасы, чтобы бесперебойно снабжать своих контрагентов в условиях возможного дефицита», - поясняет Артем Рахманкулов. Противостоять запасливым владельцам АЗС пытаются сбытовые предприятия нефтяных компаний в некоторых регионах России, вводя ограничения на отпуск мелкооптовых партий автобензина. Таким образом «сбыты», вероятно, пытаются поддерживать имеющийся у них объем товарных запасов, говорят в «Аналитике товарных рынков». И это тоже толкает вверх биржевые цены на топливо.

Наконец, ударом для рынка стала информация о том, что белорусские НПЗ (Новополоцкий и Мозырский, с которых совершаются значимые по объемам поставки бензина на рынок центральных регионов европейской части РФ) не намерены переносить на более поздний срок плановые профилактические ремонты, которые начнутся на одном из предприятий уже 1 августа. Минэнерго РФ просило белорусскую сторону перенести плановые ремонты заводов на более поздний срок, чтобы они не совпадали с ремонтами на Московском и Нижегородском НПЗ, но получило отказ, рассказали источники на рынке. На биржевых торгах «дочка» «Белорусской нефтяной компании» снизила объемы реализации бензинов. По словам трейдеров, бо́льшая часть поставляемого в Россию товара направляется на нефтебазы для последующей реализации мелким оптом.

Бензин, реализуемый оптовыми партиями напрямую с заводов, также дорожал на прошедшей неделе: так, на Московском НПЗ «Газпром нефти» рост составил 600 рублей за 1 т: Аи-92 стал стоить до 38,9 тыс. рублей за 1 т, а «Премиум-95» — 40,8 тыс. рублей. На Рязанской НПК цены выросли на 800 и 750 рублей за 1 т Аи-92 и Аи-95 соответственно. При этом бензин пока стоит дешевле московского: Аи-92 — 38,55 тыс. рублей 1 т, Аи-95 — 40,45 тыс. рублей. Бензин заводов «Башнефти» уфимской группы также подорожал на 800 рублей — «Премиум-95» в пятницу стоил 39 тыс. рублей за 1 т. Такие данные приводит агентство «Аналитика товарных рынков».

После того как крупные нефтяные компании подняли цены на своих московских заправках на 50 копеек за 1 л, розница снизила темпы роста цен на бензин, опасаясь санкций антимонопольных органов. Однако в пятницу, 25 июля, сбытовое предприятие «Лукойла» «Центрнефтепродукт» вновь повысило розничные цены на бензины в Москве на 20 копеек за 1 л, таким образом, цена бензина «Премиум-95» превысила психологический барьер в 35 рублей, достигнув 35,22 рубля за 1 л.

При таком уровне цен маржинальная доходность АЗС, рассчитанная от биржевых цен на продукцию Московского НПЗ, составляет 10,3% по бензину Аи-92 и 12,5% – по «Премиум-95», подсчитали эксперты «Аналитики товарных рынков» (на 30 июня показатели составляли соответственно 9,5% и 11,4%). «После поднятия цен на заправках, маржа в рознице перестала падать и независимый сегмент задышал», - говорит Артем Рахманкулов. Однако эксперты указывают, что ситуация на оптовом рынке и текущий уровень маржинальной доходности АЗС по бензинам создают условия для продолжения роста розничных цен.

Сможет ли ФАС противопоставить что-то этой тревожной тенденции, станет известно уже на следующей неделе. «Антимонопольное ведомство получило обоснования роста цен на бензин от нефтяных компаний и анализирует их, - сообщила «Эксперт Online» представитель ФАС Анна Орлова. По итогам этой работы будет принято решение о целесообразности наказания крупных компаний за рост цен на топливо, который уже превысил годовые ожидания.

Заведующий кафедрой регулирования и управления сырьевыми отраслями НИУ ВШЭ Валерий Крюков сомневается, что только силами ФАС удастся навести порядок на топливном рынке. «Если сравнивать с США, где порядка 200 крупных НПЗ, мы со своими 27 нефтеперерабатывающими заводами едва ли можем претендовать на полноценный рынок нефтепродуктов, - пояснил он «Эксперт Online». - Тем более что у нас вся технологическая инфраструктура, включая дистрибуцию, советская. В результате мы имеем псевдорыночную систему распределения. И в ситуации, когда нефтекомпании прячут издержки, а ФАС пытается до них достучаться, она не работает. Правильней было бы регулировать наш рынок нефтепродуктов, исходя из существующих технологических ограничений: в Башкортостане и центральной России, где имеются избыточные нефтеперерабатывающие мощности – мерами рыночного воздействия, в других регионах НПЗ должны получать элементарные балансовые задания».