Что бывает за смс-рекламу финансовых услуг без согласия абонента

За распространение смс-рекламы финансовых услуг без согласия абонента на ее получение, что повлекло нарушение закона о рекламе, ФАС России оштрафовала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» на 100 тысяч рублей.
Ранее Комиссия ведомства признала банк виновным в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы своих услуг по сети подвижной радиотелефонной связи посредством смс-сообщений, поскольку такие действия нарушают требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

С заявлением о распространении в апреле этого года смс-рекламы об услугах банка в ФАС России обратился гражданин. Из заявления следовало, что в феврале 2014 года все взаимоотношения с банком он прекратил. Тогда же он направил заявление в банк на отзыв согласия на получение сообщений рекламного характера. Однако на его телефонный номер от абонента «HomeCredit» поступила реклама услуг банка: «...Банк Хоум Кредит предлагает Вам оптимальную формальную форму сбережений в валюте - дебетовую валютную карту Gold! Суперпредложение: ...».

Как разъяснено в пункте 15 Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
Следовательно, каждый из участников рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель) обязан предварительно получать согласие абонентов на распространение рекламы в их адрес, и такое согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя или рекламораспространителя.
Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно, во‑первых, относиться к конкретному рекламодателю или рекламораспространителю, во-вторых – должно быть выражено явно.


ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не представило согласия гражданина на получение им смс-рекламы услуг банка.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон «О рекламе») распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.