ФАС готово передать часть своих полномочий муниципалитетам

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова поделиться частью своих полномочий по контролю за соблюдением рекламного законодательства. Ведомство предлагает передать муниципалитетам право самим оценивать содержание наружной рекламы. Экспертный совет при правительстве тем временем дискутирует, насколько служба эффективно регулирует всю рекламную отрасль, пишет РБК.

ФАС изучила вопрос «о наделении органов местного самоуправления полномочиями по администрированию норм федерального закона «О рекламе» в части оценки содержания наружной рекламы». Соответствующее письмо руководитель службы Игорь Артемьев отправил в правительство в конце августа.

С идеей передать муниципалитетам часть своих полномочий ведомство выступило еще в мае. Антимонопольные органы, писала весной ФАС в правительство, при контроле за размещением наружной рекламы на территории субъектов РФ вне столиц регионов «сталкиваются с трудностями». Поэтому служба предложила наделить муниципалитеты правом самим на местах оценивать содержание наружной рекламы, а все штрафы, наложенные на нарушителей законодательства, оставлять в местном бюджете. Всего в 2013 году центральный аппарат ФАС и его территориальные управления за нарушение рекламного законодательства (не только в наружной рекламе, но и в других медиа) выписали штрафов на 153,3 млн руб.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в июле поручил службе и другим заинтересованным ведомствам до сентября «проработать» это предложение. За лето ФАС получила отклики из 41 субъекта РФ. Большинство из них, следует из письма Артемьева, поддержали инициативу или не высказали принципиальных возражений. Позитивно восприняли идею в Минрегионе и Минэкономразвития. Минфин и Минюст по этому вопросу не имеют никаких предложений. В результате ФАС считает целесообразным подготовить соответствующие поправки в законы «О рекламе», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в Бюджетный кодекс и КоАП.

Бизнес от идеи передать часть полномочий ФАС не в восторге. Инициатива опасна тем, что подрывает принцип единообразия правоприменительной практики, указывает президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций и управляющий директор крупнейшего в стране оператора наружной рекламы Russ Outdoor Максим Ткачев. Сейчас, по его мнению, ФАС как единая структура соблюдает этот принцип, но в случае, когда каждый муниципалитет будет принимать решение самостоятельно, «простор для субъективных оценок расширится».

В прошлом году ФАС рассмотрела более 11,7 тыс. заявлений о несоответствии рекламы отраслевому законодательству. По ним было возбуждено 5,6 тыс. дел. В результате было пресечено почти 8,6 тыс. нарушений. Из них наибольшее количество (более 21% всех нарушений) связаны с распространением рекламы лекарств и биологически активных добавок.

Ранее Кашеваров пояснял РБК, что, если будет принято решение о передачи части полномочий муниципалитетам, у бизнеса будет возможность оспорить их решения в ближайшем территориальном управлении службы.

Не поддерживает идею перераспределения полномочий ФАС по контролю за соблюдением рекламного законодательства в пользу других ведомств по отраслевому признаку Минэкономразвития. Это следует из доклада министерства «об уточненных предложениях по структуре полномочий и ведения ФАС», отправленного в конце сентября в правительство (копия есть у РБК).

Андрей Кашеваров не стал комментировать предложения лишить службу полномочий в области рекламы. Он лишь напомнил, что Конституционный суд еще в ноябре 1997 года в своем постановлении № 4‑П констатировал: предписание федерального закона «О рекламе» реализуют положения Конституции РФ о запрете недобросовестной конкуренции. Тем самым рекламное законодательство напрямую связано с защитой конкуренции, которой и занимаются антимонопольные органы.