Четвертый антимонопольный пакет поддержал комитет Госдумы по экономполитике

Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сегодня рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении четвертый антимонопольный пакет, внесенный правительством РФ, при условии его последующей доработки.

"Суть законопроекта состоит в том, чтобы сократить административные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, снизить государственное участие в экономике и повысить ответственность органов госвласти и должностных лиц за ограничение конкуренции", - сообщил, представляя документ, начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский.

Комитет по экономполитике поддерживает проект закона, но считает, что есть нормы, которые "нуждаются в дополнительном обсуждении с точки зрения возможных экономических последствий для бизнеса и потребителей", сообщил журналистам глава комитета Игорь Руденский.

По его словам, "в условиях нестабильности экономики и серьезных геополитических рисков реформирование законодательства должно вестись очень взвешенно, чтобы не ослаблять конкурентоспособность российского бизнеса".

Законопроект предусматривает установление правительством РФ правил недискриминационного доступа к товарам, производимым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии. Несмотря на то, что эта норма может быть применена лишь в случае установленного решением антимонопольного органа факта злоупотребления, комитет полагает, что ее применение в условиях рынка будет создавать неконкурентные преимущества хозяйствующим субъектам, на которых эти правила не распространяются.

Помимо этого, комитет считает, что ФАС сейчас наделена достаточным инструментарием для контроля над деятельностью доминирующих хозяйствующих субъектов в целях защиты участников рынка от недобросовестных действий. Поэтому правила недискриминационного доступа могут вводиться только в определенных секторах экономики и ограничиваться сроком действия. При применении подобных инструментов необходимо учитывать экономический эффект, в том числе для потребителей, считают члены думского комитета.

Они также опасаются, что исключение положения о том, что агентский договор не является "вертикальным" соглашением, "может привести к избыточному регулированию широко распространенной деловой практики и дополнительным издержкам для бизнеса".

Регулирование соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности законопроектом предлагается перевести в рамки общих правил осуществления контроля экономической концентрации. При этом согласованное с ФАС соглашение о совместной деятельности приобретает иммунитет на применение статьи 11 закона о защите конкуренции / запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов/. Данное предложение, по мнению членов профильного комитета, нуждается в оценке экономических последствий во избежание дополнительного барьера на пути движения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Правительство ранее поручило ФАС при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении дополнительно проработать ряд вопросов. Они связаны с недискриминационным доступом к товарам, производимым и /или/ реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, со спецификой финансовых рынков, с использованием рейтингов российских или международных рейтинговых агентств, отменой решений и /или/ предписаний территориальных антимонопольных органов, принятых с участием территориальных органов Банка России.

Первоначально законопроект планировалась рассмотреть на заседании Госдумы 24 октября. Однако поскольку в этот день депутатам предстоит рассмотреть в первом чтении проект федерального бюджета на 2015-2017 годы и другие, связанные с ним законопроекты, дата рассмотрения четвертого антимонопольного пакета может быть перенесена на 22 октября, сообщили ТАСС в профильном комитете.