Европейские бизнесмены продолжают вкладывать деньги в экономику России

Западные санкции в отношении России почти не отразились на активности зарубежных компаний и бизнесменов в нашей стране. В этом году за одобрением сделок в правительственную комиссию они обращались даже чаще, чем в прошлом. Инвесторы-иностранцы вложили в наши стратегические активы больше 40 миллиардов рублей.

Кто и зачем инвестирует в российскую экономику? Какие отрасли интересуют иностранцев? На эти и другие вопросы в интервью "Российской газеты"ответил начальник Управления контроля иностранных инвестиций Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Армен Ханян.

 

- Кто же сегодня инвестирует в Россию?

-  Все европейские страны: Германия, Франция, Австрия, Швейцария, Дания, Финляндия...

Кипр - наш любимый офшор, оттуда традиционно много приходит инвестиций в российскую экономику. Это можно назвать репатриацией ранее вывезенных из нашей страны капиталов.

Достаточно активен Китай. Хотя инвесторы из этой страны в основном вкладывают деньги в общества, не являющиеся стратегическими, но определенная статистика по таким сделкам у нас тоже имеется. Компании из Поднебесной направляют свои средства в разные сектора экономики: это и промышленность, и недропользование, и предоставление услуг, продажа, ремонт автомобилей, аренда зданий...

- И какова общая сумма сделок иностранных инвесторов в отношении российских компаний-стратегов c 2008 по 2014 год?

- Мы не в праве требовать от инвесторов, чтобы они раскрывали точные суммы сделок. Эту информацию они сообщают, только если сами этого хотят. Поэтому я могу назвать лишь приблизительные цифры.

Общая сумма сделок, которая нам известна, - это почти 43 миллиарда рублей за 2014 год. Если учитывать объем планируемых инвестиций в рамках этих сделок, то получается еще около 12 миллиардов.

- И как вы оцениваете качество иностранных инвестиций?

- Сто процентов всех ходатайств, поступающих на рассмотрение правкомиссии, касаются среднесрочных и долгосрочных инвестиций, рассчитанных на 15-25 и более лет.

В этом случае речь всегда идет о ведущих иностранных компаниях, а крупный бизнес по сути своей не спекулятивен, он нацелен на перспективу.

Подавляющее большинство сделок - это не просто приобретение акций российских компаний, это привнесение технологий, знаний, управленческого опыта, международных стандартов, ноу-хау.

Кстати, действие закона с принятием поправок в ноябре этого года теперь будет распространяться и на сделки с имуществом стратегических обществ. Раньше совершение таких сделок согласовывать не требовалось.

Некоторые инвесторы с помощью этой "лазейки" пытались обойти закон.

Поэтому было принято решение дополнить его нормой, по которой установление контроля над стратегом через имущество также требует предварительного согласования. Речь не о любом имуществе, а лишь о приобретении имущества стратега, относящегося к основным производственным средствам, стоимость которого составляет 25 и более процентов от балансовой стоимости активов. Эта норма, несомненно, придает закону более совершенный вид.

- Есть ли у ФАС претензии к уже работающим у нас инвесторам?

- По линии ФАС претензия может быть только одна - совершение сделок с нарушением 57-го закона, то есть без предварительного согласования. Они оспариваются в суде.

Наших исков было семь, по четырем из которых спор урегулирован.

Проигрышей у нас не было. Иногда до судебного разбирательства дело не доходит. Инвесторы, следуя нашим уведомлениям, возвращают незаконно приобретенные акции (доли) стратегов, потом подают ходатайство для предварительного согласования сделки, как и предписывает закон.

Есть еще один вид нарушения - это непредставление уведомления о приобретении пяти и более процентов акций (долей) стратегических обществ, что недопустимо. Но на этот счет в нашем арсенале имеется такой инструмент, как административное наказание за нарушение требований 57-го закона. Штраф может достигать одного миллиона рублей. У нас возбуждено 12 административных дел, некоторые прекращены, наложены и оплачены штрафы в общей сумме на 2,5 миллиона рублей.

- В рыбной отрасли существовала проблема незаконного контроля российских активов иностранцами. Как дело обстоит сейчас?

- Благодаря своевременно принятым правительством еще в 2012 году решениям по наведению порядка в этой отрасли ситуация начала меняться. Но пока рано говорить, что проблема полностью решилась. Некоторые иностранные компании продолжают контролировать вылов, в том числе через тайные соглашения с российскими компаниями. Не в таком объеме, как раньше, но факты есть.

- Что изменилось для иностранных инвесторов с принятием ноябрьских поправок?

- Они заметно упростят жизнь многим потенциальным инвесторам.

- Каким образом?

- Ну для начала из стратегических видов деятельности исключили деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

Речь идет исключительно о предприятиях, специализирующихся на производстве продуктов питания: сыров, соков, кисломолочных продуктов, хлебобулочных изделий, пива... Практика применения закона показала, что относить их к числу стратегических, то есть требующих особого контроля со стороны государства в лице правительственной комиссии и ФАС по закону о стратегах, избыточно.

Еще одно изменение в части стратегических видов деятельности касается услуг, предоставляемых в портах. Сейчас к таковым относятся все субъекты естественных монополий, которые включены в соответствующий реестр. Их около 200. Новые поправки оговаривают, что если хозяйственное общество, предоставляющее услуги в порту, занимает доминирующее положение, то только оно и считается стратегическим. Все остальные, у кого доля на рынке портовых услуг незначительная, не будут подпадать под действие 57-го закона. В результате стратегических обществ, по нашим подсчетам, должно стать почти в три раза меньше. Это значит, что иностранные инвесторы будут реже сталкиваться с необходимостью согласовывать сделки с правительственной комиссией.

Также исчезает необходимость предварительного согласования иностранными инвесторами сделок, если им уже принадлежит более 75 акций российских обществ-недропользователей, а также внутригрупповых сделок в отношении таких стратегических обществ. Кроме того, иностранным инвесторам предоставили возможность продлевать срок действия выданного ранее решения о предварительном согласовании сделки без повторной подачи документов и прохождения всей процедуры.

- Какого эффекта от поправок вы ожидаете?

- Думаю, иностранцы станут больше инвестировать в российскую экономику. Возможно, эффект будет виден уже в следующем году.

- Даже несмотря на санкции?

- Не особо хотелось бы в это углубляться. Есть линия нашего государства, и ее надо придерживаться и поддерживать. Но, на мой взгляд, санкции в перспективе могут сыграть для России даже определенную положительную роль.

Большинство иностранных компаний заинтересованы в таком емком рынке, как российский. И сейчас многие будут стремиться переносить свои производства сюда, чтобы обойти имеющиеся ограничения и удовлетворить высвободившийся, высвобождающийся спрос на те или иные товары и продукты.

Кстати, достаточно посмотреть на сделки, рассмотренные на последнем заседании правкомиссии. Там были сделки американской, немецкой, швейцарской компаний. И они все были согласованы. Думаю, иные комментарии излишни. У нас имеется большой потенциал.

- Вопрос ребром: по количеству ходатайств за этот год изменило ли введение санкций ситуацию с иностранными инвестициями в России?

-  Мы можем говорить только об иностранных инвестициях в стратегические общества. Судя по их количеству, негативного эффекта нет.

Но, наверное, правильнее сказать, что для тех инвесторов, как я уже сказал, заинтересованных в российском потребительском рынке и нацеленных на получение экономического эффекта, это не должно стать принципиальным барьером. В этом году поданных ходатайств было даже больше, чем в прошлом - 26 против 24.