Конкуренция – развитие экономики

В марте Госдума планирует рассмотреть так называемый четвертый антимонопольный пакет. В каком виде он будет представлен ко второму чтению, интересуется «Российская газета».  На вопросы отвечает начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский:
 

- Основные правки, которые мы вносили в четвертый пакет, были продиктованы стремлением в непростых экономических условиях снизить административную нагрузку на бизнес. К примеру, исключается возможность признания доминирующими компаний, которые не имеют большой доли на рынке - ниже 35 процентов. Сейчас такую компанию можно признать доминирующей, если она самая крупная на товарном рынке. Есть также пункт нераспространения антимонопольного законодательства на торги частных компаний. Обе эти инициативы были поддержаны бизнесом.
Кроме того, мы подробно уточняем порядок пересмотра антимонопольных дел, что позволит, в определенном смысле, разгрузить суды. Речь идет о введении механизма пересмотра решений территориальных управлений центральным аппаратом. Это очень важно. Если сейчас решение может быть обжаловано только в суде, то с принятием четвертого пакета решение можно будет оспорить в самом антимонопольном органе. Эта норма была принята Госдумой по итогам рассмотрения четвертого пакета в первом чтении. В доработанной версии поправок мы расширили этот механизм, прописав возможность для фигурантов дела присутствовать при его рассмотрении в ФАС. Мы фактически вводим новый институт - так называемое "предварительное заключение".
Смысл в том, что еще до принятия решения ФАС будет выдавать предварительное заключение с изложением структуры предъявляемого обвинения, ответчик получит право изложить аргументы в свою защиту. Сейчас около 15 процентов решений антимонопольных органов в судах отменяются. Мы надеемся, что с принятием четвертого пакета этот процент существенно сократится.

- Некоторые поправки еще на стадии подготовки четвертого антимонопольного пакета вызывали жесткую критику со стороны бизнеса. Эти нормы остались?
- Да, большая часть осталась. Наиболее обсуждаемый вопрос был связан с предоставлением права правительству утверждать правила недискриминационного доступа к товарам на монопольных, в частности, сырьевых рынках. Многие компании выступали против этой поправки, но мы решили ее сохранить, так как она позволит более четко определить правила игры на монопольных рынках и сделать их более доступным для потребителей.
В целом, ко второму чтению подготовлено шесть поправок. Но они достаточно объемные и нам еще предстоит побороться за каждую из них. Мы не рассчитываем, что такой сложный и важный вопрос как утверждение четвертого антимонопольного пакета пройдет через Госдуму достаточно просто, но мы готовы к его обсуждению и готовы отстаивать свою позицию.

- Пятый антимонопольный пакет будет?
- Скажу так: антимонопольное законодательство должно отвечать требованиям времени. Наши пакеты принимаются с периодичностью в три-четыре года, которые позволяют оценить эффективность или неэффективность тех или иных мер. Поэтому ничего страшного в пятом антимонопольном пакете я не вижу, если он будет продиктован объективными экономическими потребностями.
Есть мнение, что антимонопольное законодательство препятствует развитию экономики. Это неверно. Оно напротив позволяет экономике развивать, поскольку поддерживает конкуренцию. Если компания останется одна на рынке, у нее не будет стимулов повышать эффективность производства и улучшать качество продукции для потребителей. О каком развитии тогда может идти речь?