За снижение административной нагрузки и ужесточение ответственности

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин рассказал участникам форума «Антимонопольное законодательство республики Казахстан и Евразийского экономического союза» о практике применения в России Закона о защите конкуренции и последних нововведениях антимонопольного законодательства.
«В этом году антимонопольному регулированию в Российской Федерации исполняется 25 лет, – начал замглавы ФАС. – Первые 15 лет мы занимались демополизацией, последние 10 лет – развитием конкуренции и совершенствованием нормативной базы. Так, за счет принятия трех антимонопольных пакетов с поправками более чем в 20 федеральных законов произошла радикальная модернизация антимонопольного законодательства. И теперь оно признается соответствующим лучшим мировым практикам, в том числе стандартам ОЭСР».
С целью дальнейшей либерализации российского законодательства ФАС подготовила «четвертый антимонопольный пакет», который в настоящее время находится на завершающей стадии – готовится ко второму чтению в Государственной Думе.
С вступлением в силу этого пакета будут внесены уже точечные изменения. Они в первую очередь направлены на снижение административной нагрузки на предпринимателей, обеспечение процессуальных гарантий при рассмотрении антимонопольных дел, снижение государственного участия в экономике и в то же время на ужесточение ответственности за антиконкурентные действия органов власти.
«В России больше половины нарушений приходится именно на чиновников. Они вроде бы признаны развивать конкуренцию, но на деле препятствуют ее развитию», – подчеркнул Анатолий Голомолзин.
– В связи с этим в «четвертом антимонопольном пакете» мы предлагаем распространить действие институтов предупреждения и предостережения не только на недобросовестную конкуренцию и некоторые составы злоупотребления доминирующим положением, например на необоснованный отказ от заключения договора, но и на действия органов власти».
«Институт предупреждения, например, дает возможность бизнесу оперативно устранить правонарушение без штрафов, антимонопольному органу – сконцентрироваться на более серьезных делах, имеющих существенное влияние на состояние конкуренции, а потребителям – эффективно и быстро защитить свои права», – отметил Анатолий Голомолзин. – Несмотря на то, что количество заявлений от граждан в последнее время значительно увеличилось, количество рассматриваемых дел благодаря этому институту существенно сократилось, где-то с 11500 до 9750 дел в год. Уменьшить нагрузку поможет и уход от так называемых «дел дачников», – продолжил он, – когда злоупотребление доминирующим положением хозсубъекта ущемляет интересы отдельных лиц, а это минус около 1200 дел в год».
В отношении чиновников, нарушивших антимонопольное законодательство, ФАС в «четвертом антимонопольном пакете» также предлагает предусмотреть безальтернативную дисквалификацию, а для сокращения доли госучастия в экономике – запрет на создание ГУПов и МУПов на конкурентных рынках.
Продолжается совершенствование законодательства и о госзакупок. За 4 года благодаря этому удалось сэкономить более 1 трлн рублей бюджетных средств. Кроме того, теперь ФАС отвечает за гособоронзаказ вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.
Приоритетным же направлением несколько последних лет для ФАС остается борьба с картелями. За это время удалось выстроить эффективную систему противодействия и наработать правоприменительную практику. В Казахстане, как было сказано на форуме, понятие «картель» в антимонопольное законодательство только вводится.
Большое значение, по словам Анатолия Голомолзина, также имеет введение правил саморегулирования – кодекс автопроизводителей и стандарты, регламентирующие принципы ценообразования и порядок реализации нефтяными компаниями моторного топлива на внутреннем рынке в России. В настоящее время разрабатывается еще один кодекс – для фармпроизводителей.
«В рамках антикризисного плана Правительства мы также предусмотрели иммунитет от антимонопольного преследования для компаний с выручкой менее 400 млн рублей. Иммунитет не распространяется только на естественные монополии, финансовые организации и компании с госучастием», – уточнил замглавы ФАС.
Зато Закон о защите конкуренции в «четвертом антимонопольном пакете» предлагается распространить на действия и соглашения по осуществлению исключительных прав интеллектуальной деятельности и закрепить в Гражданском кодексе РФ право антимонопольных органов обращаться в суды с исками к патентообладателям о принудительном предоставлении простой неисключительной лицензии на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца. Цель всего этого одна – развитие конкуренции на товарных рынках.