В ФАС на высокие цены авиакеросина пожаловались авиакомпании

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет 19 перевозчиков, которые занимают 90% рынка) направила письмо руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой провести «проверки в аэропортах, где цена авиатоплива выросла на 10–15% и выше в апреле относительно I квартала 2015 г.». Письмо отправлено в понедельник, сообщил «Ведомостям» президент АЭВТ Владимир Тасун. Речь идет о топливозаправочных комплексах (ТЗК), не принадлежащих аэропортам, сказал он. В каких городах и чьи ТЗК предлагается проверить – в письме не уточняется. Представитель ФАС говорит, что служба еще не получила письмо ассоциации.

По данным АЭВТ, за последние полтора месяца авиатопливо в целом по России подорожало на 25% с 27 000 руб. в I квартале до 36 000 руб. Например, в «Домодедово» керосин с начала марта подорожал на 13,6% до 39 700 руб. за тонну, в аэропорту Сургута – на 20% до 36 640 руб., в аэропорту Перми – на 20,3% до 36 070 руб. ТЗК в Перми принадлежат «Лукойлу» и компании «Аэрофьюэлз», в Сургуте – только «Лукойлу», в «Домодедово» – компании «Домодедово фьюэл фасилитис» (принадлежит офшорам), говорится на сайте Росавиации. Представители «Лукойла» и «Аэрофьюэлза» оперативно не ответили на запрос.

При этом в структуре ценообразования на керосин регулируется только 10–15% компонентов, например стоимость хранения топлива, но цена на эти составляющие долгое время остается неизменной. Итоговая цена на керосин нормативными документами не регулируется, а устанавливается «достаточно произвольно и непредсказуемо, в основном не соотносясь с характером цен на соответствующих топливно-сырьевых биржах».

Еще 27 января АЭВТ обращалась с этим вопросом и к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Его просили ввести порядок информирования авиакомпаний о предстоящем изменении цен на авиатопливо как минимум за три месяца. По словам Тасуна, ассоциация получила ответ на это письмо от Минтранса по поручению Дворковича. В нем говорилось, что предложения ассоциации были включены в план мероприятий по антикризисной программе, однако этот ответ авиакомпании не удовлетворил. Изменчивость цен приводит к тому, что авиаперевозки попадают в категорию высокорискованного бизнеса, а это влияет на ставки по кредитам или делает их получение невозможным, говорит Тасун.

Представители «Аэрофлота», «Трансаэро», S7, «Ютэйр» оперативно не ответили на запросы.

В конце февраля министр транспорта Максим Соколов заявил, что премьер Дмитрий Медведев поручил следить за уровнем цен на топливо для региональных перевозок. Он подчеркнул, что в отношении международных авиалиний эта проблема пока не выходит на первый план за счет курсовой разницы.

Директор Small Letters Виталий Крюков отмечает, что ТЗК очень прибыльный бизнес для нефтяных компаний. В то же время регулирующие органы должны обратить внимание именно на внутреннюю кухню ТЗК. По мнению эксперта, она требует аудита, чтобы потребителям был понятен механизм ценообразования на авиакеросин при снижении рыночных цен.

Еще летом прошлого года на цены жаловалась и Росавиация. Ведомство сообщало, что зафиксировало значительный рост цен на авиакеросин в июне – августе, на 6–7%, в 30 аэропортах России. Речь шла об аэропортах Поволжья, юга России, а также Сибири.