Дать проще , чем откатить

Минтруд предлагает дать возможность госзаказчикам не иметь дела с физлицами и организациями, уличенными в предложении отката: отказать можно будет всем, кто внесен в соответствующий реестр Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Впрочем, в год за предложение откатов по ст. 19.28 КоАП штрафуются лишь сотни лиц — у следователей популярнее статьи Уголовного кодекса (УК) РФ о взяточничестве. Юрлица, в пользу которых, предположительно, действуют взяточники, и их топ-менеджмент ни в каких открытых реестрах не фигурируют, отмечает "Коммерсант".

Подрядчиков, участвующих в госзакупках и попавших под ст. 19.28 КоАП РФ, может ждать пятилетний перерыв в работе по госзаказу. Попавшихся на откатах и коррупционных схемах на основании судебного решения будут вносить в реестр, а госзаказчикам разрешат требовать от потенциальных подрядчиков отсутствия их упоминания в этом реестре: проект антикоррупционных поправок к закону о контрактной системе опубликован Минтрудом на сайте regulation.gov.ru.

Вести реестр участвовавших в откатных схемах будет ФАС. Данные, которые будут вноситься в него, включают в себя не только информацию о наименовании, ИНН и адресе юрлица, привлеченного к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, но и имена учредителей и руководителей попавшейся компании. В течение пяти лет с решения суда держатель реестра обязан будет предоставлять эту информацию публично и без взимания платы, а затем удалить ее. Внесение и несвоевременное удаление из реестра можно обжаловать в суде.

Ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) предполагает ответственность компаний за передачу должностным лицам и управленцам денег, ценностей или оказание им услуг в обмен на преференции. Санкции по статье — штраф в троекратном размере переданных средств (но не менее 1 млн руб.), для крупных нарушений (от 1 млн руб.) — в 30-кратном размере (но не менее 20 млн руб.), для особо крупных (от 20 млн руб.) — в 100-кратном размере нарушения.

В российской судебной практике ст. 19.28 КоАП РФ применяется редко — так, в Мосгорсуде за 2014 год оспаривалось лишь семь таких судебных решений. В целом по России, по данным сайта rospravosudie.com, с 1 января 2014 года по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ вынесено 165 решений судов общей юрисдикции, по ч. 2 — 11 решений, по ч. 3 вынесенных судебных решений нет. Впрочем, даже эта статистика позволяет оценить пятилетний объем реестра коррупционных компаний в 800-1000 наименований. Учитывая, что всего в госзаказе в РФ, по оценке первого проректора НИУ ВШЭ Александра Шамрина, участвуют 50-70 тыс. предприятий, в реестр попадет 1-2% господрядчиков.Юристы говорят, что ст. 291 УК РФ (дача взятки) у правоприменителей значительно популярнее ст. 19.28 КоАП РФ: первая предполагает уголовное наказание, а вторая — лишь административное. "Правоохранительная система делает упор на уголовном преследовании, больший приоритет отдается привлечению граждан за дачу взяток, чем привлечению юрлиц за предложение вознаграждения", — говорит председатель МКА "Александр Тонконог и партнеры" Александр Тонконог. То, что во многих случаях коррупционеры действуют в интересах организации, нужно каждый раз устанавливать. "Следователю, ведущему уголовные дела, нет дела до административных правонарушений, их выявление никак не влияет на его показатели работы", — поясняет юрист. По его мнению, было бы рационально законодательно обязать следователей выявлять, в чьих интересах давались взятки, доказывать причинно-следственную связь и затем выделять материалы в отдельное производство с направлением их в соответствующие органы — тогда "число дел по ст. 19.28 увеличилось бы в разы и поправки к законодательству возымели бы больший эффект", считает господин Тонконог. Отметим, после запуска системы ущерб для компании-поставщика, ее менеджеров и бенефициаров от присуждения штрафа будет, видимо, даже больше, чем проблемы от осуждения кого-либо из ее представителей за взятки — это напрямую не разрушает бизнеса компании, участвующей в госзакупках."Сейчас суды выносят достаточно мало решений по соответствующей статье. Чтобы этот список был достаточно существенным, стоило бы вносить туда компании по предписанию ФАС", — говорит Андрей Черногоров, ответственный секретарь комитета Госдумы по информационным системам. По его словам, аналогичный реестр — реестр недобросовестных поставщиков, который существует с 2007 года и обновляется по решению ФАС, — постоянно пополняется новыми предприятиями и позволяет заказчикам в будущем не допускать их к торгам.