• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Вопросы и ответы

Обращения в антимонопольный орган, касающиеся защиты прав потребителей

Ответ: В Хакасское УФАС России продолжают поступать обращения граждан о нарушении их прав со стороны продавцов товаров, исполнителей услуг, подрядчиков об отсутствии информации о цене товара в магазине «Орифлейм», о приобретении некачественного огнезащитного состава по завышенной цене, которая была установлена в у.е., с пересчетом по курсу Банка России, об условиях кредитования, которые не устраивают потребителя, и т.д.

Управление разъясняет: в компетенцию антимонопольных органов входит контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о торговли, законодательства о естественных монополиях, а также законодательства об иностранных инвестициях. Полномочия за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, контроля качества продукции, антимонопольным органам не переданы.

Государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти, таким органом с 2005 года является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ). Территориальное управление Роспотребназора по Республике Хакасия (655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. М.Жукова, 5 А-1, Эл. почта: tu@rpnrh.ru) согласно Положению о территориальном управлении осуществляет функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, в том числе выполняет функции по проведению проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам); применения мер административного и ограничительного характера по пресечению выявленных нарушений; рассмотрению обращений потребителей на нарушение их прав при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Согласно  части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»  письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Однако, решение вопроса потребителя откладывается. В таких случаях управление принимает решение о направлении обращения в соответствующий орган власти для разрешения вопроса по существу.

 

Как бороться с нежелательной смс рассылкой?

Ответ: В Хакасское УФАС России продолжают обращаться граждане о поступлении на телефон регулярной (и днем и ночью) смс рекламы, в которых он не заинтересован. В некоторых случаях управление вынуждено отказывать в рассмотрении заявлений.

Отказ в рассмотрении заявления о нарушении части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», может быть в следующих случаях:

1. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Если поступившие смс-сообщения, обращены к абоненту с указанием имени и отчества абонента, к примеру: «Уважаемый Сергей Васильевич…, либо смс-сообщение имеет иные признаки указывающие на обращение именно к данному абоненту, то в данном случае это не будет являться рекламой. Из разъяснения ФАС России от 14.06.2012 «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе» указано, что «В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования».

Таким образом, для того чтобы признать поступившее смс-сообщение рекламным, необходимо что бы оно было направлено на неопределённый круг лиц, указание же в смс-сообщении имя абонента, либо обращение к данному абоненту, не будет являться рекламой, так как объект рекламирования указанный в смс-сообщении будет направлен на привлечение внимания конкретного лица (получателя, абонента).

2. Заявление о нарушении Закона «О рекламе», так же должно соответствовать установленным требованиям.

Согласно Письму ФАС России от 31.10.2013г. № АК/43077/13 «О рекламе посредством смс-сообщений», для установления нарушения указанной нормы антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами. К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.

При этом согласно пункту 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, в случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

В силу специфики нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту СМС-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение.

При этом сведения, подтверждающие факт поступления рекламы абоненту (детализацию услуг связи от оператора, содержащую указание на факт соответствующего соединения), а также сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу, антимонопольный орган вправе установить самостоятельно, запросив сведения у соответствующих лиц.

Вместе с тем, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем, следующего содержания:

"Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России, территориальному органу информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи.".

К тому же в настоящее время существует программа-приложение для мобильных телефонов, работающих на программе Android, позволяющая гражданам при получении нежелательного СМС-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС России (программа РосСпам). При этом к такому заявлению в автоматическом режиме присоединяется изображение СМС-сообщения, а также фотография (скан-копия) согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях. В указанном заявлении также содержится почтовый адрес гражданина, а также информация об операторе связи, оказывающем гражданину услуги связи.

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон «О связи») рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно пункту 6 статьи 45 Закона "О связи" абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.