Со всей ответственностью к «рекламному слову»
Сотрудники антимонопольной службы Хакасии приняли участие в заседании круглого стола, посвященного празднованию Дней славянской письменности и культуры, на тему «Проблемы современной городской номинации: пути целесообразного выбора и формирования языкового вкуса».
Свой доклад антимонопольщики посвятили рекламе, которая «украшает» улицы населенных пунктов.
- Реклама прочно вошла в нашу повседневность, заполонив радио- и телеэфир, газетные и журнальные полосы, стала привычным «украшением» городских улиц и площадей. К рекламным объявлениям предъявляются повышенные требования: они должны быть не только зрелищны, информативны, но и обладать какой-то особой «зацепкой», способной задержаться в памяти потенциальных потребителей. Но именно в рекламе очень часты случаи нарушения правил языковой игры, когда создатели рекламных текстов, с увлечением «творя» новые слова, сознательно допускают ошибки в написании известных слов, апеллируют к негативным словесным аналогиям и параллелям, находящимся за пределами нормированного литературного языка, - отметила заместитель руководителя Хакасского УФАС России Татьяна Темерева. - Рекламное словотворчество заставляет задуматься о сохранности языка в текстах, об ответственности перед обществом создателей рекламы и их заказчиков.
Примеры неэтичной рекламы – главные аргументы в теоретической части доклада.
Работы в этом направлении науке – непочатый край. И представители науки с этим согласились.
– Особенностью данного круглого стола стало участие сотрудников Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, что позволило рассмотреть разнообразный речевой материал и провести его многогранное и разноаспектное описание. Сообщение о случаях неэтичной рекламы в Абакане и других городах вызвало большой интерес у присутствующих и стало источником бурной дискуссии. Участники круглого стола отметили значимость деятельности Хакасского УФАС России в области регламентации рекламы, – отметила кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики ХГУ им. Н.Ф. Катанова Татьяна Кадоло. – Участники круглого стола рекомендовали на последующих заседаниях продолжить обсуждение тем, связанных с нормативным изучением речевых явлений, исследованием речевых фактов городского пространства, описанием функционирования языка в условиях поликультурного общества.
– Современная городская среда, наполненная различными видами информации, представляет собой средоточие новой коммуникативной реальности, важнейшую роль в которой играет городская эпиграфика. Именно тексты вывесок и наружной рекламы в связи с развитием рекламных технологий в первую очередь наглядно фиксируют картину социальной жизни города. Этим объясняется огромный интерес, вызванный участниками круглого стола к докладу о неэтичной рекламе, ставшей предметом судебных споров. Авторы доклада подробно рассмотрели примеры непристойных, оскорбительных текстов и образов, использующихся в качестве механизма привлечения внимания потребителя. Среди них реклама Хакасского кредитного агентства, рекламный плакат с изображением девушки, во рту которой находится раскрытый банан («Всегда ХОЧУ мороженое»), «Я дала твоему соседу бесплатно! (месяц интернета и кабельного ТВ)» и десятки других. Бурные дискуссии вызвали примеры использования рекламных плакатов с советской символикой, например «Ты сдал лом АКБ?» и другие, запрещенные законом о рекламе. Все это является примером эффективного сотрудничества лингвистов, изучающих проблемы лингвистического градоведения, и специалистов антимонопольной службы в разработке принципов языковой политики в текстах городской среды. Это позволит нам совместно выработать механизмы защиты языка и речи от негативных воздействий и наметить пути гармонизации городской среды, каждый элемент которой должен быть не только средством самовыражения авторов, их оригинальных идей и нестандартных решений, но и посланием об уважении к людям – читающим эти тексты горожанам, – дала свою оценку Лилия Подберезкина, кандидат филологических наук, доцент Сибирского федерального университета.