Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поддержал антимонопольную службу в споре с администрацией Черногорска

Напомним, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в августе 2015 года было принято решение в отношении Администрации города Черногорска по делу, возбужденном ранее по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части издания Постановления от 01.06.2009 № 1410-п «Об изменении типа Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» и утверждении Устава автономного учреждения «Черногорск-Информ»», которым утвержден устав АУ «Черногорск-Информ», в котором определены виды деятельности учреждения не соответствующие Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно виды деятельности по оказанию услуг в сфере радио и телевизионного вещания, что создает преимущества АУ «Черногорск-Информ» и влечет ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке, а также ограничивает право иных хозяйствующих субъектов на оказание данных услуг и получения средств муниципального бюджета.

Кроме того, Хакасское УФАС России выдало администрации города Черногорск предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 30.09.2015 принять меры на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства Постановления Администрации от 01.06.2009 № 1410-п «Об изменении типа Муниципального учреждения «Черногорск-Информ» и утверждении Устава автономного учреждения «Черногорск-Информ»» в части исключения пунктов, противоречащих действующему законодательству.

Не согласившись с принятым решением и выданным на его основе предписанием, Администрация г. Черногорска обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с требованием признания незаконным решения и недействительным предписания Хакасского УФАС России.

Решением Арбитражного суда от 12 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2016 года, в удовлетворении заявленных Администрацией г. Черногорска требований отказано.

Не согласившись с решениями арбитражных судов двух инстанций, Администрация г. Черногорска обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на указанные решения.

Проверив доводы органа местного самоуправления, арбитражный суд Восточно-Сибирского округа резюмировал: органы местного самоуправления обладают полномочиями на учреждение печатного средства массовой информации; создавать и финансировать учреждения органы местного самоуправления вправе только в целях решения вопросов местного значения. Причем, создание и финансирование учреждений в целях радио- и телевещания к вопросам местного значения и полномочиям органа местного самоуправления не отнесено.

Кроме того, при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд, в ситуации, когда органом местного самоуправления реализуются полномочия, прямо не предусмотренные законодательством, применение норм о контрактной системе является обязательным.

Доводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия подтверждены Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2016 по делу № А74-8533/2015, из которого следует, что решение арбитражных судов обеих инстанций, а значит, решение и предписание по делу № 18-А-15 соответствуют положениям Закона о защите конкуренции.