О рекламе: что было, что будет

Сегодня на брифинге для СМИ республики: «Учимся на ошибках» руководитель Хакасского УФАС России Ксения Лебедева и заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Татьяна Темерева рассказали о типичных нарушениях закона «О рекламе», а также об изменениях, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

В 2016 году в Хакасское УФАС России поступило 37 заявлений от физических и юридических лиц о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

По итогам рассмотрения данных заявлений по 22 из них было принято решение об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения Закона о рекламе, по 15 из них были возбуждены дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Кроме того, Хакасским УФАС России в прошлом году также были самостоятельно выявлены признаки нарушения законодательства о рекламе и возбуждены 20 дел.

Наиболее распространенными нарушениями, совершаемыми индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в 2016 г. являются следующие нарушения:

- реклама алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций);

- реклама в сфере финансовых услуг и финансовой деятельности, а именно реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий;

- неэтичная реклама;

- реклама лекарственных средств и медицинских услуг.

 

С 1 января 2017 года в Федеральный закон «О рекламе» вносятся изменения, в связи с чем Хакасское УФАС России сообщает следующее.

В части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (в редакции Закона № 304-ФЗ) реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Таким образом, с 1 января 2017 г., помимо сведений о месте размещения проектной декларации, в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства  для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должно содержаться указание фирменного наименования (наименование) застройщика либо указанного в проектной декларации индивидуализирующего застройщика коммерческого обозначения.

В случае размещения с 1 января 2017 года рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, без учёта указанных положений, распространение такой рекламы признается нарушением части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Также в части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена возможность указания в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, также коммерческого обозначения, индивидуализирующего объект капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса). Однако закон предусматривает оговорку для данного правила – только в случае, если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (в редакции Закона № 304-ФЗ) реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, получения заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, с 01 января 2017 года, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости допускается к распространению не только при наличии разрешения на строительство, но также при одновременной наличии государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, а также заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Законом № 413-ФЗ вносится изменение в статью 16 Федерального закона «О рекламе», увеличивая максимальный объём рекламы, допускаемый к распространению в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, до 45 процентов объёма одного номера периодических печатных изданий.

Данная норма также вступила в силу с 01.01.2017.