Бизнес и кафедры конкурентного права: точки взаимодействия

В России работает уже 49 кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования. Многие из них открыты при участии и помощи ФАС России. Мы решили узнать, пересекаются ли «антимонопольная наука» и бизнес и в каких вопросах компании могут опереться на кафедры. Об этом рассказал заместитель руководителя ФАС России, заведующий кафедрой конкурентного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук Сергей Анатольевич Пузыревский.

– Сергей Анатольевич, расскажите, как у ФАС России возникла идея развивать антимонопольное образование. Какие цели ставит перед собой ведомство?

– Антимонопольная служба обеспокоились подготовкой специалистов в сфере конкурентного права несколько лет назад. Для этого было несколько причин. Мы столкнулись с тем, что многие нарушения антимонопольного законодательства как государственными органами, так и хозяйствующими субъектами совершаются по незнанию. Вопросы регулирования экономики сложны, а количество специалистов, которые могут объяснить, как правильно действовать в той или иной ситуации, невелико.

Другой важный момент: ФАС России – сетевой регулятор, антимонопольные органы представлены во всех субъектах РФ, и им самим в каждом регионе постоянно требуются квалифицированные специалисты.

При этом получить готового работника после вуза для системы антимонопольных органов очень сложно. В этом я убедился, когда возглавлял Правовое управление ФАС России. От полугода до года вчерашнего студента приходилось доучивать, чтобы он стал специалистом в сфере конкуренции.

Все это привело нас к выводу, что необходимо готовить экспертов именно в антимонопольном регулировании. Тогда было принято решение активно взаимодействовать с высшими юридическими и экономическими учебными заведениями, чтобы они как минимум вводили специальные дисциплины, связанные с изучением конкурентного права и антимонопольного регулирования. В результате сегодня в России функционирует уже 49 кафедр этого профиля.

 

– Конкурентное право в вузах входит в число обязательных для изучения дисциплин?

– Нам пока не удалось включить конкурентное право в базовые стандарты юридического или экономического образования. Но на практике вузы уже внедряют этот предмет в систему подготовки специалистов. Так, в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина с 2017 года все студенты-юристы обязательно изучают конкурентное право. В других вузах этот предмет пока факультативный, однако он все равно есть в базовой модели подготовки специалистов.

Более глубоко предмет изучается в рамках магистерских программ, которые реализуются в нескольких вузах во взаимодействии с ФАС России и ее территориальными подразделениями. Магистранты изучают проблемы конкурентного права в течение двух лет. Мы начинаем с освоения экономических категорий, ведь без этих знаний нельзя разобраться в вопросах злоупотребления доминирующим положением, в особенностях выявления и раскрытия картельных соглашений, анализе иных антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции, экономической концентрации.

В программу подготовки магистрантов также входят базовые знания по международному антимонопольному регулированию, в частности изучается опыт Европейского союза, государств с развитой рыночной экономикой.

 

– Вы говорите о дефиците специалистов-антимонопольщиков. Кто же преподает студентам дисциплины конкурентного права?

– К сожалению, в нашей стране пока недостаточно преподавателей «антимонопольной направленности», которые могли бы вести занятия в вузах на постоянной основе. Мы решаем эту проблему с помощью практико-ориентированного подхода: юристы, работающие в антимонопольной среде, по совместительству читают курсы на кафедрах. Для подготовки квалифицированных специалистов это важно, ведь юристы-практики могут поделиться конкретными примерами из реальной экономической, юридической жизни.

Но наша цель – сформировать штат классических преподавателей, которые будут работать непосредственно в вузах. Поэтому мы хотим, чтобы в России появилась специальность «конкурентное право», чтобы ученые могли защищать по ней диссертации и готовить кадры высшей научной категории. Они и будут преподавать будущим антимонопольщикам.

Конечно, сейчас можно защищать работы по антимонопольному регулированию по уже существующим специальностям, но введение профильной специальности дало бы серьезный толчок в подготовке кадров и развитии образования в этой сфере. Есть поручение Правительства РФ Минобразованию России проработать этот вопрос. Окончательное решение еще не принято, но мы очень надеемся, что научная специальность «конкурентное право» будет введена.

 

– А спрос на таких специалистов у бизнеса есть?

– Конечно. Всем крупным компаниям необходимо купировать риски своей экономической деятельности, а значит, они заинтересованы в том, чтобы у них работали профессиональные экономисты и юристы, которые хорошо разбираются в вопросах антимонопольного регулирования.

Это стало особенно актуально после того, как в 2007 году в КоАП РФ были внесены изменения и в нашем антимонопольном законодательстве появились оборотные штрафы 1. Такое нововведение изменило соотношение сил: теперь для компании, особенно для монополии, главный специалист не тот, кто может только дорого продавать и обеспечить доходность бизнеса. Нужно продавать так, чтобы потом вся прибыль не была изъята через антимонопольные штрафы, исчисляемые от оборота. Напомню: рекордный штраф за антимонопольное правонарушение составил 4 миллиарда 600 миллионов рублей – это очень весомо с точки зрения экономических последствий даже для крупной компании.

Много заказов на специалистов поступает от юридических фирм и крупных компаний. Простой пример: МГЮА имени О.Е. Кутафина выпустила уже два потока магистрантов по программе «Юрист в антимонопольной сфере», и все они на момент окончания вуза были трудоустроены по специальности.

Однако профессионалы со знаниями в области антимонопольного регулирования нужны не только компаниям и антимонопольным органам. Требуются они и в иных органах государственной власти и местного самоуправления. Ведь, как я уже говорил, немало нарушений совершают не хозсубъекты, а органы госвласти, когда конкретные управленческие решения, связанные с предоставлением преференций одной компании, необоснованным вмешательством в экономические процессы, приводят к гибели частного бизнеса, монополизации рынка, сокращению количества конкурентных рынков. Антимонопольные кадры крайне нужны и в этой области.

Я считаю, что востребованность специалистов в сфере конкурентного права будет только расти. Сейчас получать таких экспертов помогает самообучение и доучивание во время работы. Но если мы станем готовить их в высших школах, это будет большой плюс.

 

– При подготовке студентов кафедры учитывают запросы их будущих работодателей?

– Безусловно, образовательный процесс не может идти в отрыве от дальнейшего трудоустройства выпускников, ведь именно работодатели являются заказчиками того «продукта», который готовят высшие учебные заведения. Поэтому взаимодействие с потенциальными работодателями происходит постоянно.

ФАС России заключила соглашения с ведущими вузами. Мы принимаем студентов на практику, проводим для них профориентацию, рассказываем, как и над чем работают наши сотрудники. Это дает свой результат: после института многие выпускники приходят работать в систему антимонопольных органов.

Кроме того, при ФАС России действует Научно-методический совет. В него входят представители всех кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования. Сейчас мы организуем платформу, на которой кафедры смогут общаться друг с другом, делиться достижениями, использовать программы, передовые наработки и лучшие практики. Если компании захотят присоединиться к этому процессу, то мы, конечно, пойдем им навстречу.

 

– Специалисты кафедр помогают антимонопольной службе готовить методические материалы и разъяснения по применению законодательства для бизнеса, или эта работа проходит без их участия?

– Мы давно пришли к тому, что закрывать все научные разработки силами исключительно сотрудников антимонопольных органов не только невозможно, но и неправильно. И в свое время стали инициаторами того, чтобы антимонопольные юристы и экономисты формировали профессиональные объединения, в которых они могли бы обсуждать и готовить предложения по изменению и трактовке законодательства.

В качестве примера приведу Ассоциацию антимонопольных экспертов. Это профессиональная организация, которая объединяет лучших специалистов нашей страны в сфере антимонопольного регулирования. Мы обязательно обращаемся к ним, когда планируем выпустить разъяснения. Члены ассоциации готовят свои позиции, мы можем с ними согласиться или нет, но для нас это база, благодаря которой мы можем двигаться дальше.

То же самое мы говорим вузам. Присылайте нам научные достижения, которые помогут развить антимонопольное законодательство, мы откликнемся на каждую инициативу и наработку. У ФАС России есть возможности для совершенствования законодательства. Самое главное, чтобы были продуктивные идеи.

Основой для изменения законодательства могут стать положения диссертаций по антимонопольным темам, о защите которых нам сообщают вузы. Мы очень ждем именно научного обоснования и поддержки проводимой антимонопольной политики, предложений по совершенствованию законодательства. Потому что делать это только силами государственных чиновников неправильно. Научная общественность должна активно участвовать, анализировать практику применения, выявлять неэффективные механизмы защиты и развития конкуренции и предлагать варианты исправления ситуации.

1 Федеральный закон от 09.04.2007 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».


Источник: Конкуренция и право