Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения

Вопрос: Является ли централизация закупок на уровне субъекта РФ с 1 января 2017 года обязательной в соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ?

Ответ: Нет, из формулировок Закона N 44-ФЗ не следует вывод о том, что централизация является обязательной. Вопросы централизации на уровне субъекта РФ урегулированы ч. ч. 1 - 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, а положения части 5 указанной статьи Закона регулируют вопросы внутриведомственной централизации. С 1 января 2017 года в соответствии с положениями ч. 5 ст. 26 и ч. 4 ст. 112 Закона N 44-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления обязаны принять решение в отношении себя и своих подведомственных учреждений по вопросу о введении централизации либо об осуществлении каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что в случае, если в субъекте РФ уже принято решение о централизации в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, то решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое в соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, не должно противоречить решению о централизации, принятому на уровне субъекта РФ.

 

Вопрос: Можно ли в 2017 году при формировании извещения об осуществлении закупки изменять начальную (максимальную) цену контракта в пределах +/- 10% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в плане-графике?

Ответ: С 1 января 2017 года в извещении об осуществлении закупки изменять начальную (максимальную) цену контракта на +/- 10% без внесения изменений в план-график закупок невозможно.

 

Вопрос: Возможно ли отклонение участника, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков в качестве учредителя юридического лица, в случае если такой участник подает заявку на участие в закупке в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ: Согласно п. 1 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация о наименовании, фирменном наименовании (при наличии), месте нахождения (для юридического лица), фамилии, имени, отчестве (при наличии), идентификационном номере налогоплательщика или - для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства об аналоге идентификационного номера налогоплательщика - лиц, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается в том числе информация о фамилиях, именах, отчествах (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе. В случае если в документации о закупке установлено требование к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, комиссия заказчика отстраняет не соответствующего требованиям участника, сведения о котором находятся в Реестре, в том числе если данные сведения об участнике включены в Реестр в качестве учредителя, члена коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, включенного в Реестр. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, индивидуальный предприниматель в соответствии с гражданским законодательством является физическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На основании изложенного, если участником закупки является юридическое лицо и сведения об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки, содержатся в Реестре, комиссия заказчика отклоняет заявку такого юридического лица в случае, если в документации о закупке установлено требование в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. В случае если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которое является учредителем, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и сведения о нем содержатся в Реестре, заявка такого участника признается не соответствующей требованию, установленному в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

 

Вопрос: Вправе ли унитарное предприятие после 01.01.2017 осуществлять часть закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, если оно до 31.12.2016 не утвердило новое или не внесло изменения в действующее положение о закупке?

Ответ: В соответствии с ч. 41 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31.12.2016 унитарные предприятия вправе принять и разместить в единой информационной системе положение о закупке в отношении закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ и осуществляемых в 2017 году.

То есть с формальной точки зрения для реализации права на осуществление части закупок по Закону N 223-ФЗ унитарному предприятию необходимо было до конца 2016 года взамен действующего положения о закупке разработать, утвердить и разместить в единой информационной системе новое положение о закупке, вступающее в силу с 01.01.2017 и распространяющееся на закупки, предусмотренные ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Однако вполне приемлемым также представляется вариант внесения изменений в имеющееся положение о закупке в части сферы его действия (с прямым указанием на то, что оно распространяется только на указанные выше закупки).

Если же унитарное предприятие до 31.12.2016 не внесло необходимых изменений в свое положение о закупке или не утвердило и не разместило в единой информационной системе новое положение о закупке, начиная с 01.01.2017 всю свою закупочную деятельность оно обязано осуществлять исключительно в рамках Закона N 44-ФЗ.

 

Вопрос: Предусмотрен ли переходный период для перевода закупочной деятельности унитарных предприятий с работы по Закону N 223-ФЗ на работу по Закону N 44-ФЗ?

Ответ: Какой-то отдельный переходный период законодательством не предусмотрен. С 1 января 2017 г. под сферу действия Закона N 44-ФЗ подпадают все закупки, осуществляемые унитарными предприятиями, за исключением закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Частью 40 ст. 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что до 31 декабря 2016 г. государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны:

1) создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона N 44-ФЗ;

2) осуществлять планирование закупок на 2017 г. и последующие годы в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ;

3) зарегистрироваться в единой информационной системе в сфере закупок.

При этом ч. 41 ст. 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что до 31 декабря 2016 г. государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе принять правовой акт в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ в отношении закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ и осуществляемых в 2017 г. Указанные правовые акты в случае их принятия унитарными предприятиями должны быть размещены до 31 декабря 2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок.