• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения 14 марта 2018 года

Вопрос: Обязательно ли указывать в контрактах с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 95 закона 44-ФЗ условия части 2 статьи 34, ИКЗ? Будет ли являться отсутствие данных условий нарушением 44-ФЗ?

Ответ: Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Частью 15 статьи 34 закона при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 145815202123262829404144454651 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 911 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Таким образом, часть 2 статьи 34 закона подлежит применению, прямо предусмотрено законом и в контракте необходимо указать, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

 

Вопрос: Каким образом исключить недобросовестную конкуренцию на рынке лекарственных средств (деление рынка производителям, так называемая «авторизация» для конкретного поставщика на конкретной территории)?

Ответ: Согласно части 1 и 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, заявления юридического или физического лица, также указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства. В связи с этим, если имеются сведения о таких признаках, следует обратиться с заявлением в антимонопольный орган.  

Законом запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к, в том числе повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также недобросовестная конкуренция.

Если при рассмотрении дела будут установлены нарушения антимонопольного законодательства, будут приняты соответствующие меры путем выдачи предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Вопрос: При закупке жилья на первичном рынке в Техническом задании заказчик указал требование о том, что жильё должно быть введено в эксплуатацию не позднее 2016 года, является ли это ограничением конкуренции?

Ответ: Пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Кроме того, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В каждом конкретном случае требуется анализ всех обстоятельств в совокупности: характеристики требуемого жилья, предложения на рынке, количество сданного жилья на территории муниципального образования, соответствующего требованиям документации, количество продавцов, застройщиков на рынке и т.д.   После такого анализа можно сделать вывод о том, ограничивается конкуренция или нет. 

 

Вопрос: Распространяется ли действие закона 44-ФЗ на заключение договора (соглашения) «О формировании фонда капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта»?

Ответ: Данное обращение заказчика было направлено ФАС России в Министерство финансов Российской Федерации для разрешения по существу на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728
(ред. от 14.04.2017) «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». После получения ответа, Хакасское УФАС России разместит его на сайте управления.

 

Вопрос: Каковы должны быть действия Заказчика, в случае смерти Исполнителя (индивидуального предпринимателя по незавершенному контракту, помимо расторжения в судебном порядке?

Ответ: В письме Минэкономразвития России от 07.09.2016 г. № Д28и-2450 указано, что согласно части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно статье 418 Гражданским кодексом Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Таким образом, в случае смерти поставщика (подрядчика, исполнителя) в ходе исполнения контракта заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Вместе с тем, существует иная позиция. Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. В соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Также в соответствии с пунктом 3 статьи 451 ГК РФ при расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора. В свою очередь, согласно части 8 статьи 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, в данном случае заказчику необходимо инициировать процедуру расторжения контракта в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством, а затем в течение 3-х рабочих дней после вступления в силу решения суда о расторжении контракта направить в реестр контрактов сведения о расторжении контракта.