Особое внимание - значимым рынкам

В рамках визита в Казань заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России принял участие в заседании Совета безопасности Республики Татарстан. Ключевым стал вопрос координации деятельности ФАС России с правоохранительными органами.

Анатолий Голомолзин, обозначая главную тему встречи, подчеркнул, что активно меняющиеся реалии экономики требуют совершенно иных подходов не только для пресечения нарушений, но и контроля за сделками, которые совершаются на товарных рынках.

- Сегодня мы говорим о новых механизмах нашей работы в условиях цифровой экономики. Необходимо находить такие инструменты, правила игры, нормы законодательства, которые позволяют работать в новых условиях. ФАС России инициировала поправки в антимонопольное законодательство – «пятый» антимонопольный пакет, который разработан с учётом меняющейся ситуации в экономике, создания новых определений тем отношениям, которые формируются на рынках, - уточнил заместитель руководителя ФАС России.

На ближайшие несколько лет стратегическим и довольно масштабным практическим инструментом станет Национальный план развития конкуренции. Документ, инициированный антимонопольной службой, является полноценной «дорожной картой» Указа «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», подписанного Владимиром Путиным в декабре минувшего года. Именно в плане и сосредоточены те главные направления, при реализации которых, в том числе, предстоит объединить усилия ФАС России и правоохранителям.

- Указ говорит о том, что необходимо сконцентрироваться на значимых рынках. И если ситуация в экономики в целом меняется, то мы должны меняться вместе с ней. Из новых правил нет исключения – торговля это или сырьевые рынки, промышленность. Анализ больших баз данных, экономика алгоритмов, использование трудов интеллектуальных прав – создают предпосылки для концентрации рыночной власти в новых сферах. В Указе отмечено, что в значительной степени эффективность нашей работы повышается за счёт координаций деятельности с правоохранительными органами. Что важно и с точки зрения достижения конечного результата, и с точки зрения проведения совместных расследований, - рассказал Анатолий Голомолзин.

Особенную важность совместная работа приобретает в связи с ростом тайных соглашений, сговоров. Серьёзное экономическое преступление, требующее не менее серьёзного подхода.

- Значительная часть сговоров фиксируется на торгах. Мы инициируем открытость и прозрачность конкурсных процедур, чтобы избежать недобросовестности, а нарушители используют новые подходы и технологии, чтобы получить доступ к государственному заказу и бюджетному финансированию. В электронных торгах, например, участвуют роботы, которые заточены под нарушение антимонопольного законодательства. Это касается и госзаказа, и биржевой торговли, - пояснил Голомолзин.

Как известно, статистика – вещь упрямая. И о картелях лучше всего говорят цифры: ежегодно заключается порядка 400 тайных соглашений, участниками которых становятся до полутора тысяч компаний в год. Как рассказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев, существенные изменения в области противодействия картелям произошли в 2017 году. В части подхода государства была принята Стратегия экономической безопасности до 2030 года, где впервые отмечено, что картель и, в частности, сговоры на торгах – одна из угроз экономической безопасности страны. В августе 2017 года Президентом подписан перечень поручений в адрес ФАС России и правоохранительных органов об ужесточении наказания за подобные деяния и необходимости взаимодействия в сфере выявления и противодействия картелям.

Из тех 400 дел, что ежегодно возбуждает ФАС России в этой сфере, 85% приходится как раз на сговоры на торгах. И за последние несколько лет сами картели качественно изменились. Если раньше это были соглашения с участием двух-трёх компаний в отношении максимум 10 аукционов, то сегодня это уже 1300 аукционов и 90 компаний-участников картельного соглашения. В результате – сотни миллиардов рублей незаконно полученных доходов. И это только то, что выявила ФАС России. Форма такого «сотрудничества», как правило, тайная, широкому освещению не подлежит, а у антимонопольной службы нет полномочий для проведения оперативно-розыскных мероприятий. По факту в 2017 году органами внутренних дел было возбуждено всего 9 уголовных дел по ст. 178 – ограничение конкуренции.

Самой «популярными» среди нарушителей признаны сферы строительства и фармацевтики. В период с 2015 по 2018 зафиксирован многократный рост количества выявленных картелей при поставке медикаментов и изделий медицинского назначения. В «списке участников» – 82 региона и более 6,5 тысяч аукционов. Что интересно, именно на этот период пришёлся рост увеличения правительством области здравоохранения. А люди, обращающиеся за медицинской помощью, при этом получают всё меньше требуемых препаратов. Картели просто-напросто «сжирают» все то, что государство дополнительно выделяет для нужд здравоохранения.

Следующий лидер – строительство – здесь более 500 конкурентных процедур и задействованы 62 региона-нарушителя. Замыкает тройку поставка продуктов питания для нужд государственных заказчиков (школы, детские сады, больницы). На данный момент нарушения признаны в 18-ти регионах страны.

- Законопроект об ужесточении уголовной и административной ответственности за картели, поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, который будет вводить альтернативную подследственность по ст. 178, поправки в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые позволят ФАС России получать результаты оперативно-розыскных мероприятий внесены в Правительство и думаю, что в ближайшее время законопроект будет внесён в Государственную Думу, - отметил Тенишев.

Столь существенное изменение помимо того, что уголовная ответственность предусмотрена действующим законодательством (а нарушения, о которых идёт речь, достаточно серьёзны), связано также с тем, что та административная ответственность, что наступает за совершение правонарушений в сфере конкуренции, к сожалению, не останавливает нарушителей. Так, у ФАС России уже появился свой список компаний-рецидивистов, которые оплатив штраф, продолжают переступать указанную законом черту. Есть такие, кто не скрывают своей заинтересованности в новых преступлениях, целью которых они называют возмещение «убытков», понесённых в результате нарушения антимонопольного законодательства.