Три нефтяные компании получили предупредительные письма от ФАС России

ФАС России призвала нефтяные компании к соблюдению антимонопольного законодательства и исполнению обязательств, закрепленных в четырехстороннем Соглашении.

В марте 2018 года нефтяные компании ОАО «ТАИФ НК» и АО «ФортеИнвест» увеличили поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на экспорт, при одновременном сокращении поставок на внутренний рынок Российской Федерации. Это привело к ограничению предложения объемов товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка, созданию дисбаланса спроса и предложения и оказало существенное влияние на увеличение цены товара.

Такие действия противоречат четырехстороннему Соглашению, которое было заключено в 2011 году между нефтяными компаниями, ФАС России, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

По итогам мониторинга за 2017 год поставка светлых нефтепродуктов на внутренний рынок со стороны ОАО «ТАИФ НК» и АО «ФортеИнвест» составила 12% и 4% от объема производства соответственно (согласно Соглашению, должно быть не менее 20%).

В случае невыполнения положений Соглашения, ФАС России может принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Санкцией за такое нарушение может стать изъятие необоснованно полученного дохода.

Кроме этого, структура биржевых продаж ОАО «Сургутнефтегаз» привлекла внимание ведомства.

В частности, в период с 28 марта по 3 апреля 2018 года биржевая торговля ОАО «Сургутнефтегаз» осуществлялась неравномерно и преимущественно крупными сделками. При этом, сделки заключались в период менее 1 (одной) секунды по цене ниже цен, сложившихся на биржевых торгах.

Таким образом, эти действия ОАО «Сургутнефтегаз» привели к созданию искусственного дефицита на базисе поставки и резкому росту цены на автомобильный бензин. В результате, в марте 2018 года рост биржевого индекса на базисе поставки ООО «КИНЕФ» составил 6%.

По мнению ФАС России, подобные действия ОАО «Сургутнефтегаз» могут быть следствием согласованных действий (ст. 11 и ст. 11.1 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, ФАС России призывает компании устранить эти факты и в целях исправления ситуации привести биржевую торговлю в соответствие с нормами четырехстороннего Соглашения и российского законодательства.

Справка:

Федеральная антимонопольная служба на протяжении нескольких лет предпринимает меры по развитию и совершенствованию механизмов организованных торгов нефтью, нефтепродуктами и природным газом, а также внедрению института регистрации внебиржевых договоров биржевыми товарами.

Эти меры нашли отражение в Указе Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Кроме того, Указом утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации с приложением перечня отраслей экономики и ожидаемых результатов развития конкуренции.

Согласно ему, ожидаемый результат в сфере нефти и нефтепродуктов является развитие рыночных механизмов ценообразования, в том числе развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, а также развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты.

Развитие механизмов организованных торгов позволяет формировать биржевые, внебиржевые индексы на товары и способствует качественному налоговому и антимонопольному регулированию, что, в свою очередь, является фактором, препятствующим установлению монопольно высоких цен.

Также следует отметить, что одним из основных принципов развития конкуренции и формирования цивилизованных рыночных условий на рынках нефтепродуктов является преимущественное удовлетворение спроса на внутреннем рынке Российской Федерации.