Конкуренция – коренное понятие в экономике любой развитой страны

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов провел встречу с представителями Международного валютного фонда
 
Мероприятие состоялось в рамках ежегодных консультаций МВФ с российскими официальными лицами и было посвящено обсуждению состояния конкуренции на товарных рынках Российской Федерации и вопросу контроля государственных закупок.
«Наша официальная позиция заключается в том, что сохранение и, более того, увеличение доли государственного участия в секторах экономики наносит вред конкуренции. Потому что изначально частные и государственные компании, которые действуют в конкурентных секторах экономики, оказываются в неравном положении. Одни могут пользоваться поддержкой государства, а другие могут рассчитывать только на собственные возможности, - начал свое выступление замглавы ФАС. – При этом доля государства в экономике, измеряемая в количественных показателях, не так важна, как роль государства. Поэтому мы говорим не столько о размере государственного сектора, сколько о тех проконкурентных и антиконкурентных инструментах, которыми государство располагает, чтобы управлять экономикой. С этой точки зрения вопрос государственных закупок – один из важнейших».
На сегодняшний день в сфере государственных и корпоративных закупок выбран активный курс на развитие электронных закупок, в том числе среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
В декабре 2017 года приняты масштабные изменения в Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, направленные на совершенствование механизмов государственных и корпоративных закупок и, в первую очередь, на электронизацию закупок.
В частности, в рамках госзакупок изменениями закрепляется понятие «электронные процедуры» определения поставщиков, устанавливаются особенности проведения таких электронных процедур, регламентирована процедура проведения электронного конкурса.
При этом предусмотрен постепенный переход госзакупок в электронную форму: с 01.07.2018 – это право заказчика, с 01.01.2019 устанавливается обязанность проводить все закупки в электронной форме.
«Электронные площадки мы считаем достоинством российской законодательной системы», - подчеркнул Андрей Цыганов.
Поправками в Закон 223-ФЗ в том числе устанавливается закрытый перечень способов закупок у субъектов МСП и полный их перевод в электронную форму. Проводиться такие закупки будут на универсальных торговых площадках, функционирующих в соответствии с Законом 44-ФЗ. Эти меры позволят обеспечить поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на закупках госкомпаний.
Электронизация закупок направлена прежде всего на снижение субъективных факторов при осуществлении закупок, повышение анонимности подачи заявок и их рассмотрения заказчиками, исключение возможности привлечения заказчиком к процедуре «своих» поставщиков, снижение коррупционных рисков, а также рисков сговора, увеличение эффективности осуществляемых закупок.
Также перевод конкурентных закупок в электронную форму упрощает требования к участникам закупок и позволяет снизить затраты на участие в закупке.
«Для развития бизнеса правильная система организации закупок очень важна. Мы рады тому, что имеем возможность воздействовать не только на вопросы, связанные с конкуренцией, но и на осуществление государственных закупок и закупок контролируемых государством компаний», - отметил в своем выступлении Андрей Цыганов.
Возникающие в процессе регулирования и контроля проблемы спикер прокомментировал так:
«Действующая редакция федерального закона № 223-ФЗ позволяет компаниям с государственным участием и госкорпорациям придумывать такие схемы, которые облегчают процедуру закупки у единственного поставщика, и использовать иные неконкурентные способы закупки. Эта проблема ФАС известна и мы с коллегами из Минфина России и Минэкономразвития России над ней работаем, постоянно совершенствуя законодательство. Ясно совершенно, что мы сталкиваемся с колоссальным противодействием и серьезным лоббизмом, когда люди, привыкшие «назначать» исполнителя по контрактам, используют все возможные методы и механизмы, чтобы помешать нам внести правильные проконкурентные изменения в законодательство. Но ФАС научилась бороться и с такими лоббистами».
Также на встрече обсуждался вопрос взаимодействия ФАС России и Банка России в вопросах развития конкуренции.
«Важная особенность заключается в том, что в финансовом секторе мы действуем на принципах сорегулирования, то есть осуществляем правоприменение вместе с Центральным банком Российской Федерации», - прокомментировал Андрей Цыганов.
Замглавы ФАС России особо подчеркнул значимость совместно разработанной с Банком России дорожной карты по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг.
Так, в настоящее время ФАС России и Банк России приступили к работе, направленной, в том числе, на:
 
- ограничение доли одного кредитора в расчете среднерыночного значения полной стоимости кредита (ПСК) с целью обеспечить справедливые рыночные условия образования цены на потребительские кредиты и снизить влияние на нее возможных нарушений антимонопольного законодательства со стороны доминирующих игроков;
 
- изучение условий оказания страховыми организациями, осуществляющими обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, услуг представительства по страховому возмещению в регионах с целью проработки предложений по расширению перечня возможных представителей;
 
- уточнение и детализацию подходов к определению размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства для обеспечения добросовестного поведения страховщиков при определении размера страхового возмещения по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
 
- возможное изменение порядка формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях обеспечения возможности для пользователей услуг оказывать необходимое рыночное влияние на тарифную политику центрального депозитария;
 
- развитие конкуренции на рынке форекс-дилеров путем исключения практики привлечения клиентов лицами, не имеющими лицензии Банка России, в том числе через обучающие центры. В этой части Банк России и ФАС России уже договорились об обмене информацией о признаках нарушения законодательства о рекламе;
 
- пресечение нарушений прав граждан на выбор организаций, включая банки, через которые гражданами могут быть получены социальные и иные виды выплат;
 
- создание единого стандарта приема платежей через официальные сайты органов государственной власти и иные ресурсы в сети «Интернет», обеспечивающие оказание государственных услуг.
 
Говоря о системе показателей, позволяющих оценить состояние и развитие конкуренции в отраслях экономики, Андрей Цыганов обратил внимание на то, что эти показатели прямо установлены в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и в утвержденном этим указом Национальном плане развития конкуренции.
Он также подчеркнул, что на недавнем заседании Государственного совета Российской Федерации, посвященном развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, обсуждались вопросы распространения системы показателей на уровень субъектов Российской Федерации и их использования при оценке деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.