• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Цены на топлива под контролем ФАС

Оптовые цены на топливо, резко упавшие в начале июня на фоне договоренностей правительства и крупнейших нефтекомпаний, стабилизировались. Розничные цены продолжают немного снижаться, за исключением регионов с большим количеством независимых АЗС. Тем не менее ФАС считает, что не все нефтекомпании выполняют требования об увеличении продаж топлива на бирже, и обещает принять меры.
 
Биржевые цены на бензин и дизельное топливо, резко снизившиеся в результате договоренности крупнейших нефтекомпаний с Белым домом, стабилизировались. Так, бензин и дизельное топливо после снижения цены примерно на 3 тыс. руб. на тонну сейчас в европейской части РФ стоят 50,3 тыс. руб., 51,6 тыс. руб. и 46,7 тыс. руб. за тонну соответственно. В рамках договоренности, достигнутой в конце мая, нефтекомпании обещали заморозить цены на заправках, а также увеличить месячные продажи в опте не менее чем на 3% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Взамен, чтобы сбить напряженность на топливном рынке, Белый дом пошел на снижение акцизов на бензин и дизельное топливо.
 
Начальник управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин сообщил “Ъ”, что не все нефтекомпании выполняют требования протокола вице-премьера Дмитрия Козака о ежемесячном превышении оптовых поставок бензина. Конкретные компании господин Махонин не стал упоминать. По его словам, служба обсуждает, как заставить компании выполнять это требование, в том числе за счет корректировки четырехсторонних соглашений.
 
По данным презентации СПбМТСБ, с начала июня на бирже было продано 258 тыс. тонн АИ-92, что на 2% меньше, чем в прошлом году, и 132,6 тыс. тонн АИ-95, что на 0,3% меньше, чем в прошлом году.
 
По словам источника “Ъ” в отрасли, в частности, требование о росте продаж на 3% не полностью выполняют «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» на фоне традиционно высокого спроса летом.
 
В «Роснефти» не ответили на вопрос, выполняет ли компания требование о росте продаж через биржу, но заявили, что в июне она поставит на рынок РФ 1,247 млн тонн бензина, что на 11% больше соответствующего месяца прошлого года. В компании напомнили, что с начала года продали на бирже 28% произведенного бензина при нормативе в 10%.
 
Договоренности между правительством и нефтекомпаниями в среднем по стране привели к снижению цены. Так, стоимость АИ-92 и АИ-95 с 18 по 22 июня снизилась на 4 коп. и 3 коп., до 41,76 руб. и 44,61 руб. за 1 л соответственно, следует из отчета Thomson Reuters Kortes. Однако топливо по-прежнему продолжает дорожать на Дальнем Востоке: там АИ-95 за неделю вырос на 17 коп., до 45,3 руб., АИ-92 и дизтопливо — на 15 коп., до 43,6 руб. и 47,63 руб. соответственно. Это связано с большим количеством независимых АЗС в данном регионе, которые вынуждены повышать цены, чтобы не обанкротиться. Основными поставщиками бензина на Дальний Восток являются Комсомольский НПЗ «Роснефти» и завод в Хабаровске «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова.
 
Сейчас продавцы снижают цены, главным образом чтобы не потерять клиентов, так как бензин на АЗС нефтяных компаний стоит значительно дешевле, отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». Например, средняя цена бензина АИ-92 на московских заправках «Газпром нефти» 25 июня составила 41,9 руб. за 1 л, а на заправках «Астры» — 44,24 руб. за 1 л, говорит он. «Снижение стоимости бензина в мелком опте и на бирже по-прежнему не позволяет независимым сетям АЗС работать с приемлемой рентабельностью,— замечает эксперт.— Кроме того, большинство независимых операторов рынка располагают запасами дорогого бензина, который они закупали на бирже несколько недель назад».