Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения 11 декабря 2018 года

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

До внесения в 2018 году в контракт условия, что страховые взносы с суммы контракта с физического лица уменьшают выплаты в пользу физического лица, заказчик сумму страховых взносов с вознаграждения по такому контракту уплачивал дополнительно. В объем совокупного годового объема закупок для расчета предела по пункту 4 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ не включал. Является ли это нарушением?

До внесения изменений в часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) данной частью устанавливалось следующее условие: «В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта».

С 1 июля 2018 года указанное положение изменено, однако суть требований в отношении физического лица остались прежними: в контракт включаются обязательные условия:

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Это условие должно было исполняться вне зависимости от того, каким образом определялся объем совокупного годового объема закупок.

 

При размещении конкурентных способов в ЕИС для СМП или СОАКО преимущество в извещении отражали во вкладке «преимущество» или «ограничения». Как правильно?

Правильно «ограничения» для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

В случае изменения цены контракта не более чем на 10%, сумма штрафа в контракте должна быть изменена?

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 предусмотрено, что размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Письмом Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400 разъяснило, что после внесения в установленном порядке изменений в контракт начисление пеней и штрафов осуществляется с учетом внесенных изменений.

 

Как нормативно аргументировать, что нельзя дробить закупку на несколько закупок, каждая из которых до 100 тысяч рублей или до 400 тысяч рублей.

При рассмотрении случаев, контрольный орган руководствуется следующим.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. В названных положениях закреплён раскрытый в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции в сфере закупок.

При этом, согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Если заказчиком контракты (договоры) заключались в определенный промежуток времени, при этом их целью являлось выполнение одних и тех же работ, это свидетельствует об едином предмете и результате выполнения работ по всем сделкам. Также учитывается, какая имелась нужда в закупке в соответствии с выделенными лимитами бюджетных обязательств.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически контракты (договоры) образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими контрактами (договорами) для формального соблюдения действующего законодательства с целью ухода от соблюдения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. Такие действия также направлены на ограничение конкуренции с целью не допустить других участников к участию в закупке, что, исходя из положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) так же, не допустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, субъектам регулируемых данной нормой, установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.