Особенности рекламы медуслуг и лекарств

Сегодня заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России Татьяна Владимировна Темерева провела брифинг на тему: «Особенности рекламирования медицинских услуг и лекарственных средств».

 – На первый взгляд в рекламировании медицинских услуг нет ничего сложного. Однако правоприменительная практика показывает, что, несмотря на наличие огромного количества профессиональных участников в сфере распространения рекламы, контролирующие органы выявляют значительное количество нарушений законодательства, – отметила Татьяна Владимировна. – Особенности размещения рекламы лекарственных средств, методов лечения, медицинских услуг, медицинской техники регламентированы статьей 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». В этой статье содержатся специальные требования к способам и формам распространения такой рекламы и к ее содержанию.

 

Реклама медицинских услуг и лекарственных средств не должна:

– содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

– содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

– создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для его государственной регистрации;

– содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

 

В соответствии с части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Перечисленные выше требования не предъявляются:

– к рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;

– к рекламе, размещаемой в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;

– к иной рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

При этом продолжительность указанного предупреждения напрямую зависит от места распространения рекламы:

– в радиопрограммах - не менее 3 секунд;

– в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании - не менее 5 секунд и не менее 7% площади кадра;

– в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н.

Говоря о требованиях к рекламе медицинских услуг, нельзя не остановиться на требованиях законодательства, касающихся образа работника медицинской организации. Так, согласно пунктам 4 и 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются:

– использование образов медицинских работников, за исключением их использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские работники, рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, рекламе, размещаемой в печатных изданиях, предназначенных для медицинских работников;

– указание на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

 

За нарушение требований законодательства о рекламе медицинских услуг медицинская организация может быть привлечена к административной ответственности по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

В качестве санкции предусмотрен административный штраф:

на граждан в размере от 2000 до 250 000 рублей;

на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей;

на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.