Нарушения на фармацевтическом рынке могут проявляться различными способами

Картели и государственные закупки, недобросовестная конкуренция и реклама – виды нарушений, на которые распространяется антимонопольное регулирование

26 марта 2019 года в г. Казани стартовала стажировка для специалистов антимонопольных органов по теме «Вопросы конкуренции на фармацевтических рынках».

Правовые подходы и правоприменительную практику антимонопольного органа на случаи недобросовестной конкуренции на фармацевтическом и смежных рынках представила заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова.

Спикер назвала формы недобросовестной конкуренции и выделила основные распространенные типы нарушений, в том числе в фармсекторе, – это недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, дискредитация и смешение.

«Введение в заблуждение – это попытка доказать, что твой товар лучше, дискредитация - сообщение о том, что твой конкурент хуже: либо его товар плох, либо он разоряется. Это популярный способ потеснить конкурента», - сообщила Яна Склярова.

К формам недобросовестной конкуренции она отнесла также смешение - реализацию своего товара под видом товара конкурента путем создания визуального смешения вида упаковки и введение таким образом потребителя в заблуждение относительно производителя товара.

«Смешение, как отдельный правовой институт, аналогичный европейскому, появился недавно, и направлен на то, чтобы защищать добросовестных участников рынка от копирования и имитации их товарных знаков и внешнего вида упаковки. Самое популярное нарушение – смешение дизайна, подделка общего фирменного стиля, которые не являются промышленными образцами и товарными знаками, но идентифицируют для потребителя товар определенного производителя», - добавила замначальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.

«Такая форма недобросовестной конкуренции может проявляться на рынке различными способами, которые в ранее действовавшей редакции Закона о защите конкуренции имели различную квалификацию, а теперь смешение выступает в качестве отдельного правового института», - напомнила представитель ФАС.

Незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности – еще одна проблема, затронутая спикером во время выступления:

«Речь идет о патентах. Такие дела в ФАС были, и были связаны они с выявленными фактами производства лекарственных средств, содержащих действующее вещество, защищенное патентом. В процессе рассмотрения мы установили, что действующее вещество ответчика также защищено патентом, хотя он и несущественно отличается от патента заявителя. Источник проблемы – возможность и обоснованность регистрации второго патента – этот вопрос сейчас решается в суде. Суд праве решить, что один из патентов не охраняется законом. Так или иначе проблема с патентами в различных формах поднимается у нас на фармрынке, и однозначного решения проблемы пока не найдено».

Яна Склярова привела примеры рассмотренных службой антимонопольных дел на рынке лекарственных средств и БАД.

О картелях и государственных закупках в фармсекторе рассказал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Дмитрий Артюшенко.

«16 % от всех обнаруженных ФАС России картелей относятся именно к фармсектору. Картели действуют на территории 83 регионов. Признаки картелей выявлены на более чем 11 тысячах открытых электронных аукционах. Антиконкурентные соглашения распространяются практически на все фармацевтические группы лекарственных препаратов, а также почти на все виды изделий медицинского назначения. Участники таких соглашений – десятки компаний-производителей, официальные дистрибьюторы и заказчики», - сообщил Дмитрий Артюшенко.

Представитель ФАС рассказал о законодательной основе борьбы с сговорами на фармацевтических рынках и привел в пример лучшие региональные и федеральные практики противодействия сговорам на торгах.

«Благодаря действиям ФАС России по раскрытию картелей в фармацевтической отрасли в федеральный бюджет возвращаются оплаченные нарушителями многомиллионные штрафы, а участники государственных закупок получают возможность в честной борьбе на равных конкурентных условиях поставлять или приобретать лекарственные препараты и медицинские изделия», - подчеркнул Дмитрий Артюшенко.