Госкапитализм в России вышел на новый уровень

Государство передает ресурсы само себе, констатирует ФАС
 
«Процесс усиления роли государства в экономике перешел в иное – качественное состояние», – предупредила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в опубликованном проекте доклада «О состоянии конкуренции в 2018 г.». Государство уже не просто устанавливает правила, а пытается «регулировать всю хозяйственную систему страны».
 
Это происходит и на федеральном уровне, и в регионах, власти которых вмешиваются в бизнес и не пускают на свои рынки компании из других регионов. «Ситуацию во многих регионах я бы назвал экономическим феодализмом. Нет ни частного сектора, ни капиталистических отношений, а есть вассалы и князья – госаппарат, который вмешивается в частный бизнес», – говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев в октябре прошлого года на конференции «Ведомостей» «Антимонопольное регулирование в России».
 
Государство само подает пример сговоров с бизнесом, например, когда вводит регулирование цен на топливо, говорит главный экономист ООО «ПФ Капитал» Евгений Надоршин: трудно в такой ситуации ждать, что компании не станут договариваться между собой, пишут "Ведомости".
 
Доля госсектора в экономике перед кризисом 1998 г. оценивалась примерно в 25%, пишет ФАС, в 2008 г. – уже в 40–45%, к 2013 г. – превысила 50%. В 2017 г. она могла превышать уже 60–70% ВВП, ссылается служба на оценки не названных в докладе экспертов, в 2018 г. ситуация существенно не изменилась.
 
Оценки экспертов МВФ скромнее – доля государства вместе с принадлежащими ему компаниями в российской экономике выросла с 32% ВВП в 2012 г. до 33% в 2016 г. Долю государства в экономике можно определить, например, по соотношению консолидированного бюджета и ВВП, и в этом случае в России она составит около 33% ВВП (по расходам бюджета), что сопоставимо с США, говорит Надоршин. С госкомпаниями и унитарными предприятиями она увеличится примерно до 50% ВВП, продолжает он. Но в России есть немало формально частных компаний, собственники которых настолько близки к власти, что не принимают самостоятельных решений, отмечает Надоршин. С учетом таких компаний доля государства в экономике может даже превышать 70%, считает он.
 
Еще один канал влияния на экономику – закупки, через которые государство распределило 6,9 трлн руб. в 2018 г. Около четверти этих денег досталось госкомпаниям, отмечает ФАС. 77% финансовых и страховых услуг было закуплено у госбанков и госкомпаний, 65% научных и инженерно-технических услуг, в области здравоохранения и социальные – 51%, информации и связи – 45%, транспорта и складского хозяйства – 42%.
 
В российском госзаказе сформировался особыи сегмент «государство для государства» (Government to Government, G2G), в котором и заказчиком, и поставщиком выступают государственные организации, констатировали авторы доклада Центра стратегических разработок «Сектор G2G госзакупок в 2018 г.». Госпредприятиям досталось 9–13% госзаказа – 360 000–400 000 сделок стоимостью 550–670 млрд руб. А если добавить госкорпорации и компании с госучастием, то доля закупок G2G достигнет 21–23%.
 
После 2014 г. господдержка и в частности госзаказ начали концентрироваться у компаний, связанных с государством, – в условиях ужесточения бюджетных ограничений власти пытались перераспределить госзаказы в пользу тех, с кого проще будет спросить, говорит профессор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Это, безусловно, ограничило конкуренцию и привело к закрытию некоторых небольших частных компаний, констатирует он. Так государство разменяло долгосрочные задачи развития конкуренции и привлечения инвестиций на краткосрочные – упрощение контроля за исполнением госзаказа, объясняет Яковлев.