Заключение договоров может привести к возбуждению дела

Накануне Хакасским УФАС России в отношении Администраций Сапоговского, Ширинского и Борцовского сельсоветов и хозяйствующих субъектов возбуждены три дела по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в заключении и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Соглашением в соответствии с антимонопольным законодательством признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Хакасским УФАС установлено, что Администрации Сапоговского, Ширинского и Борцовского сельсоветов для выполнения работ по ремонту дорог на подведомственной территории с целью формального соблюдения Закона о контрактной системе, искусственно раздробили общий предмет договора. Общая цена сделки с единым предметом составляла более ста тысяч рублей, однако стороны раздробили сделку на несколько договоров с ценой менее ста тысяч рублей, что, в свою очередь, позволило уйти от проведения конкурентных процедур отбора поставщика.

В частности, Администрация Сапоговского сельсовета с одним и тем же поставщиком работ по ремонту дорог раздробили общий предмет договора на сумму 394 000 рублей на пять договоров, цена по каждому из которых не превышала 100 000 рублей. Аналогичным образом Администрация Борцовского сельсовета с единственным поставщиком раздробили общий предмет договора на сумму 574 305 рублей на семь договоров, Администрация Ширинского сельсовета с единственным поставщиком раздробили общий предмет договора на сумму 2 135 199 рублей на двадцать пять договоров.

Необходимо отметить, что в соответствии с гражданским законодательством договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, на обе стороны договора, в рассматриваемом случае на заказчика и поставщика, законом возложена обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству возложена на обе стороны договора.

В рассматриваемых действиях Администраций сельсоветов и хозяйствующих субъектов по заключению контрактов Хакасское УФАС России усмотрело признаки нарушения антимонопольного законодательства. Хозяйствующие субъекты выступили единственными поставщиками по искусственно раздробленным договорам, что позволило им получить право заключения договоров без конкурентного отбора.

Хакасское УФАС России призывает заказчиков и поставщиков при заключении договора проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения антимонопольному законодательству и законодательству о контрактной системе.