Хакасское УФАС России фиксирует сокращение жалоб на заказчиков

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Итоги работы за полугодие по контролю в сфере госзакупок

подвело антимонопольное ведомство

В Хакасии уже третий год наблюдается устойчивая тенденция к сокращению жалоб на госзаказчиков. К такому выводу пришли специалисты региональной антимонопольной службы при подведении итогов работы за 1 полугодие 2023 года.

- С начала текущего года к нам поступило 75 жалоб на процедуры закупок, - рассказала Ольга Широкова, заместитель руководителя Хакасского УФАС России. – В прошлом году за этот же период поступило 83 жалобы. А годом раньше – более 200.

Сокращение числа обращений на процедуры торгов в нашей республике, как и во всей стране, объясняется существенными изменениями в законодательстве. Речь о вступившем в силу год назад «оптимизационном пакете».

В продолжение цифровизации госзакупок важнейшим нововведением стали положения, направленные на борьбу с «профессиональными жалобщиками». В частности, введение электронного обжалования и процедуры универсальной предквалификации, которая заключается в предъявлении доптребования к участникам закупки (наличия опыта исполненного контракта на сумму не менее 20% от начальной максимальной цены закупки). Организации, которые ее не прошли, отныне не могут подавать жалобы и намеренно препятствовать проведению закупок.

При этом жалобы в сфере закупок оказываются обоснованными лишь в трети случаях (как год-два назад, так и сегодня). Отчасти это связано с упрощением порядка закупок, в связи с чем заказчики меньше совершают ошибок.

- В текущем году больше всего нареканий вызывают закупки по поставкам медицинского оборудования, лекарственных средств, товаров для оснащения социальных объектов и, традиционно, строительство и капремонт объектов капитального строительства.

Год назад в топе закупочных нарушений были:  капремонт/строительство/реконструкция зданий и инженерные изыскания/подготовка проектной документации.

- В целом государственные и муниципальные заказчики Хакасии становятся более грамотными в сфере проведения закупок товаров/работ/услуг. Чаще всего они допускают ошибки при описании объекта закупки (не в соответствии с КТРУ, ГОСТ, т.д.), а также грешат установлением доптребований к участникам закупок (либо не соответствуют объекту закупки, либо требований вообще нет). Заказчикам следует обратить на это внимание.

 

 

 

 

 

 

Важно! Памятка заказчикам Хакасии

Изменения в законодательстве о закупках в 2023 году

С 1 января 2023:

  • участники закупок с запретом допуска иностранного программного обеспечения указывают больше сведений (в заявке нужно указывать номера записей из реестра отечественных программ и программ из стран ЕАЭС).
  • продолжает действовать норма об изменении условий краткосрочных строительных контрактов в особом порядке (можно изменять условия контрактов на строительство, капремонт, снос объектов капстроительства, работы по сохранению объектов культурного насаледия, даже если эти контракты заключаются на срок менее 1 года).
  • Скорректированы требования к содержанию независимой гарантии для обеспечения заявки участника закупки (гарантия должна предусматривать выплату средств заказчику во всех установленных случаях).
  • Электронную малую закупку признают состоявшейся, если есть хотя бы одна подходящая заявка (ранее действовало правило о наличии не менее двух заявок).
  • Можно проводить электронные конкурсы на право заключить контракт (как и в случае с аукционом, в ходе подачи предложений цена может снизиться, и тогда предложения участников будут рассматриваться как размер платы за право заключить контракт с заказчиком).
  • Скорректирован порядок применения антидемпинговых мер (если участник не подтвердит свою добросовестность, либо информация окажется недостоверной, уклонистом от заключения контракта его признает не закупочная комиссия, а заказчик, соответственно и будет оформлено решение).
  • Требования к должностным лицам заказчика об отсутствии конфликта интересов применяется в новой редакции (должностные лица заказчика не могут выступать участниками закупки или быть связанными с юрлицами, участвующими в закупке).

С 4 января 2023: федеральные заказчики при закупках отедльных видов продукции обязаны устанавливать аванс не менее 80% (правило действует при закупке промтоваров из перечня, если при этом применяли запрет или ограничения допуска импортной продукции).

С 13 января 2023: расширили перечень случаев изменения строительных контрактов при форс-мажоре (можно изменит условие о том, в каком порядке перечисляются средства с лицевых счетов, открытых подрядчикам в ТОФК, на расчетные счета субподрядчиков).

С 22 января 2023: при закупках тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови нужно применять установленные правительством особенности (описания закупки, типовые условия контрактов и случаи их применения – в случае, если вместе с тест-полосками закупаются другие медизделия. Тест-полоски включили в перечень медизделий с ограничением допуска иностранной продукции).

С 1 марта 2023: расширили перечень иностранных промтоваров с ограничениями допуска и правила применения таких ограничений (в перечень добавили, например, провода, кабели электронные и электрические прочие, оборудование спецназначения прочее, не включенное в другие группировки; при закупках промтоваров ввели механизм «второй лишний» - исключили возможность декларировать в заявке регномер сертификата СТ-1, если сведений о товаре нет в Реестре российской промпродукции или евразийском реестре промтоваров).

С 19 апреля 2023: вступили в силу новые типовые условия контрактов на ремонт автодорог (уточнили обязанности сторон, закрепили положения о приостановке работ и гарантии качества их результата, конкретизировали гарантийные сроки на конструктивные элементы автодороги).

Со 2 мая 2023: применяют типовые условия контрактов на организацию детского питания в школах.

С 9 мая 2023:

- стало быстрее согласовывать закупку с единственным поставщиком (срок рассмотрения обращения сократили с 10 до 8 раб.дней с даты, следующей за днем его поступления контролерам);

- расширили основания заключения контракта со вторым участником при отказе заказчика от сделки (заказчикам разрешили заключать контракт со вторым участником, если от сделки с победителем пришлось отказаться, но его не включили в РНП из-за форс-мажорных обстоятельств;

-увеличили ценовой порог для ряда электронных процедур (заказчики могут проводить запрос котировок при НМЦК не выше 10 млн рублей, ценовой порог закупок серез «электронный магазин» увеличили до 5 млн рублей в пределах 100 млн рублей в год, их не учитывают в годовом объеме малых закупок, в том числе в сфере культуры и медицины).

С 12 мая 2023: расширили список товаров, работ, услуг с преимуществами для организаций инвалидов (в перечень вошли столовые и кухонные деревянные принадлежности, бумага копировальная, услуги по печатанию газет, медизделия ватно-марлевые; часть кодов ОКПД2 укрупнили).

С 1 июня 2023:

- изменили требования к условиям энергосервисных контрактов и особенности определения НМЦК;

- уточнили порядок исполнения контрактов, которые заключили по итогам закупки с запретом на допуск.

С 1 сентября 2023: вступят в силу новые типовые условия контрактов в сфере строительства (закрепили порядок направления сторонами уведомлений, положения о правах заказчика и подрядчика).