Злоупотребление доминирующим положением

- эта тема выступления на радио ГТРК – Хакасия начальника отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий Татьяны Темеревой.

             - Сразу поясню, что такое «доминирующее положение». Это такое положение организации или индивидуального предпринимателя, которое дает ему возможность оказывать решающее влияние на товарном рынке, либо устранять с рынка конкурентов или затруднять конкурентам доступ на этот товарный рынок, - разъяснила Татьяна Владимировна. - Также в силу Закона занимают доминирующее положение субъекты естественных монополий. Это те организации, которые осуществляют естественно монопольные виды деятельности:

- железнодорожные перевозки (РЖД);

- услуги в аэропортах (аэропорт Абакан и БАТО);

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (Ростелеком и Почта России);

- услуги по передаче электрической энергии (МРСК Сибири и любой хозяйственный субъект, который имеет электроподстацию и оказывает услуги по передаче электроэнергии);

- услуги по передаче тепловой энергии (МП АТС);

- водоснабжение и водоотведение.

То есть, если организация занимается этими видами деятельности, то она автоматически будет доминировать.

Нужно понимать, что само доминирующее положение хозсубъекта не является нарушением антимонопольного законодательства.

Но на таких хозсубъектов Закон о защите конкуренции налагает определенные ограничения. То есть они, в силу Закона, не могут использовать свое положение для совершения каких-либо действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, так как это уже будет злоупотреблением доминирующим положением.

        Наиболее частыми видами злоупотребления своим доминирующим положением в практике Хакасского УФАС России являются:

1) установление, поддержание монопольно высокой цены товара. Например,  Усть-Абаканская больница в 2012 году установила цену на свои услуги по проведению предрейсового медосмотра водителей в размере 84 рубля. Надо заметить, комиссией Хакасского УФАС России установлено, что эта больница занимает доминирующее положение в Усть-Абаканском районе по оказанию услуги проведения предрейсовых медосмотров водителей и цена в 84 рубля является монопольно высокой. Усть-Абаканской больнице было выдано предписание установить обоснованную цену, для 2012 года она не должна была превышать 38 рублей;

2) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара;

3) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Так в 2012 году было возбуждено 17 дел в отношении управляющих компаний Абакана за незаконную платную опломбировку приборов учета воды. Всем были выданы предписания о прекращении взимать с собственников квартир плату за опломбировку, также управляющие компании перечислили в доход федерального бюджета денежные средства, которые они получили в нарушение Закона. Часть управляющих компаний и их директоров уже привлечены к административной ответственности за злоупотребление своим доминирующим положением, остальные дела в стадии рассмотрения. Штраф за это нарушение на юрлиц – от 300 тысяч до 1 миллиона рублей, на должностных лиц – от 15 до 20 тысяч рублей.  

4) экономически не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар;

5) навязывание контрагенту невыгодных условий договора; и экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями – предупреждение.

 Этот перечень не является исчерпывающим, мы можем признать злоупотреблением любые действия, если они могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции или ущемлению интересов других лиц.

Так называемым «Третьим антимонопольным пакетом» были внесены изменения в Закон о защите конкуренции, введены новые понятия и институты. Теперь антимонопольный орган при обнаружении признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (навязывание невыгодных условий договора и отказ либо уклонение от заключения договора) не возбуждает дело, а выдает предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. И если хозсубъект выполняет в установленный срок предупреждение, то дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение освобождается от административной ответственности.

Хакасское УФАС России одним из первых в России управлений стало успешно применять институт предупреждений.

Так, например, выдавались предупреждения сетевой организации, когда она необоснованно уклонялась от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, нарушая сроки рассмотрения заявки на технологическое присоединение.

Также были выданы предупреждения МП «Абаканские тепловые сети» при его уклонении от заключения договора теплоснабжения с собственниками помещений многоквартирного дома.

Выданные предупреждения в основном выполняются в срок и дела не возбуждаются.