• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Утверждена минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов и требования к биржевым торгам

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) и Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) совместным приказом № 313/13/225 утвердили минимальную величину продаваемых на бирже нефтепродуктов и требования к биржевым торгам, в ходе которых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, заключаются сделки с нефтепродуктами.

Ранее, указанные требования были утверждены совместным приказом ФАС России и Минэнерго России от 31 января 2013 года. Вместе с тем, в ФАС России поступило письмо Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), где указывалось на то, что ограничение на заключение сделок на основании встречных заявок, поданных одним участником биржевых торгов, может оказать влияние на ликвидность биржевого рынка и воспрепятствовать развитию товарно-биржевой торговли. Кроме того, в антимонопольный орган поступили обращения ряда вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и НП «Совет по товарным рынкам» с предложениями о пересмотре положений, устанавливающих требования к минимальной ликвидности биржевых торгов нефтепродуктами. Так, требованиями было установлено, что на биржевых торгах реализация нефтепродуктов доминирующими хозсубъектами, а также лицами, входящими в одну группу лиц с ними, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет этих лиц, осуществляется в объеме, превышающем для бензина автомобильного – 8% от совокупного объема производства, для топлива дизельного – 4% от совокупного объема производства, для топлива для реактивных двигателей – 8% от совокупного объема производства и для мазута – 1,6% от совокупного объема производства .

Утвержденные 30 апреля 2013 года совместным приказом ФАС России и Минэнерго России требования к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, не предусматривают запрет на заключение сделок на основании встречных заявок, поданных одним участником биржевых торгов. Вместе с тем, такие сделки будут исключаться из расчета минимального объема реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, который установлен для каждого занимающего доминирующее положение хозсубъекта, и расчета стартовой цены.

Требования к минимальной ликвидности биржевых торгов сохранены, поскольку установлены на более низком уровне по отношению к величинам, которые предусмотрены для каждого занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (8% и 10% объема внутреннего потребления нефтепродуктов, соответственно). Кроме того, в расчет минимальной ликвидности биржевых торгов включены нефтепродукты, которые реализуются на биржевых торгах и составляют запасы государственного материального резерва и (или) резерва, формируемого ВИНК.

В настоящее время совместный приказ ФАС России и Минэнерго России от 30 апреля 2013 года направлен на государственную регистрацию в Минюст России.