Ох, уж эта реклама

Реклама – двигатель прогресса, но делать ее нужно грамотно и в рамках закона, - предупреждают специалисты Хакасского УФАС России.

Об основных видах нарушения закона «О рекламе» рассказала в очередной передаче на радио ГТРК – Хакасия заместитель руководителя Управления Ольга Широкова:

- Реклама сопровождает практически все товары, работы или услуги. Именно из рекламы можно узнать о том, какие услуги предоставляет та или иная организация. Зачастую реклама является основным критерием выбора того или иного товара, вида услуг. Как бы мы не относились к вездесущей рекламе, как бы много нареканий она не вызывала, все-таки придется признать, что это один из самых мощных источников информации.

Нарушение закона о рекламе, как правило, касается факта сообщения потребителям информации, которая не соответствует действительности. Умышленное введение потребителей в заблуждение, равно как и попытка выделения товара присвоением ему несуществующих преимуществ над аналогичной продукцией других производителей, наказывается штрафом.

Основные нарушения федерального закона о рекламе в Хакасии:

- не допускается реклама товаров с отсутствием лицензии или специальных разрешений на производство, реализацию;

- отсутствие сообщения о трансляции рекламы в телепрограмме;

- реклама в дни траура, объявленные в России;

- реклама по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента;

- реклама на знаках дорожного движения;

- реклама финансовых услуг с нарушением (отсутствие условий кредита, использование мелкого шрифта для сообщения о существенных условий кредита).

В соответствии с Законом РФ «О рекламе» запрещается распространение недостоверной рекламы, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения. Они могут касаться:

- состава, способа и даты изготовления товара, его назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количества, места происхождения;

- наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанном в рекламе периоде времени и месте (например, сообщается, что товар можно приобрести в магазине по такому-то адресу, но там его в продаже нет);

- цены товара на момент распространения рекламы;

- дополнительных условий оплаты;

- условий доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара (например, реклама утверждает, что доставка товара производится бесплатно, на деле же за нее приходится платить);

- гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности (в рекламе указано, что гарантия на всю продаваемую в магазине технику 3 года, на деле же на ряд моделей установлена гарантия только один год);

Недостоверным может быть также использование результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций, а также статистических данных, если они представлены в виде, преувеличивающем их обоснованность или если эти результаты могут по-разному трактоваться.

 Недостоверной признается реклама, в которой использованы термины в превосходной степени, например, слова «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобное, если невозможно подтвердить документально, что товар действительно самый лучший среди аналогичных, единственный, обладающий такими характеристиками.

И еще практический совет: будьте предельно внимательны к мелкому шрифту, которым пользуются чаще всего недобросовестные производители и продавцы.

В 2012 году нами за нарушение закона «О рекламе» было наложено штрафных санкций более миллиона рублей. Для индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц от 100 до 500 тысяч рублей.

Сейчас специалистами Хакасского УФАС возбуждено пять дел по нарушениям закона «О рекламе».