Обоснованно ли дорожает бензин?

На фоне повышенного спроса за последнюю неделю цены на Санкт-Петербургской международной топливной бирже на бензин Аи-92 выросли на 689 рублей за тонну, до 39 003 рублей, на Аи-95 - на 574 рубля за тонну, до 41 042 рублей, на 1,8% и 1,4% соответственно. С начала года, по данным информационно-аналитического центра "Кортес", топливо крупными партиями подорожало и вовсе на 22% - 95-й бензин в начале января стоил всего 32 464 рубля, 92-й - 30 767 рублей за тонну.

На этом фоне, по прогнозам аналитиков, уже к августу-сентябрю подтянутся и цены на автозаправках: они вырастут на 0,5-1,5 рубля за литр, пишут «Известия». Причины объективные: владельцам АЗС нужен рентабельный бизнес, и они не станут торговать себе в убыток. Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может наказать виновных в резком повышении цен, и потому стоимость бензина в рознице догоняет оптовую с задержкой от двух недель до двух месяцев.

Резкий рост биржевых цен на бензин, который продолжается вторую неделю, заинтересовал топливных регуляторов - ФАС и Минэнерго. В четверг, 3 июля, они собирали нефтяников и продавцов бензина на заседание штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов с целью разобраться и найти виновных в немотивированном подорожании продукции нефтепереработки.

Как сообщил "Известиям" начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, антимонопольная служба уже направила соответствующие запросы в нефтяные компании. Привлечь виновных к ответственности можно будет после получения от крупных компаний ответов на вопросы антимонопольщиков. По его словам, объективных оснований для резкого роста цен на топливо на бирже нет, так как реальный его дефицит на внутреннем рынке отсутствует. Не менее озадачены ситуацией и на самой бирже.

- Рост стоимости бензина идет на фоне снижения котировок мирового рынка. Объемы трейдерских перепродаж в последние месяцы минимальны. В частности, за первую неделю июля они составили всего 0,7% от совокупных объемов. Выросший средний объем сделки и минимальные перепродажи показывают, что покупатели накапливают запасы топлива. Но при этом рост индексов на бензин Аи-92 за май-июнь составил уже 12%. Вместе с тем ажиотажного спроса, который и является обычно главным фактором роста цен, как было летом прошлого года, мы не наблюдаем, - прокомментировал ситуацию представитель Санкт-Петербургской топливной биржи.

Он также подчеркнул, что использование программ-роботов, которые путем подачи дополнительных заявок стимулировали ажиотажный спрос и рост цен на топливо, из-за изменения тарифов с 1 июля 2014 года стало нерентабельным.

Волнует рост топливных цен на торговых площадках и Минэнерго. Представитель министерства отметил, что запасов топлива на нефтебазах в стране достаточно - 1,45 млн т; в ведомстве обещают сделать все необходимое, для того, чтобы не допустить реального дефицита.

Крупные нефтяные компании не спешат существенно поднимать цены на заправках, опасаясь реакции регуляторов. Однако эксперты сулят, что скоро их показатели также подтянутся выше 35 рублей за литр, чтобы отбить разницу с оптовыми ценами топлива. По оценкам аналитика агентства "Топливный интегратор "Алгоритм" Виктора Костюкова, розничные же цены подтянутся к оптовым медленнее.

- Роста цен автомобильного топлива для рядовых автолюбителей на 22% по итогам года не будет, максимум 7-10% в год. Потенциал для этого роста сейчас есть: с января по июнь 2014 года цены на АЗС выросли на 4-5%. В 2013 году бензин популярных марок подорожал на 5,7%. Традиционно спрос на бензин нарастает в августе-сентябре в связи с тем, что дачники и отпускники возвращаются в города. Именно к этому сроку начнется рост цен на заправках от 50 копеек до 1,5 рубля за литр. Больше поднять цены не дадут правительство и регуляторы, - прогнозирует он.

Источники "Известий" в двух крупных нефтяных компаниях обвиняют в скачке биржевых цен трейдеров и аналитиков топливного рынка. Первые скупают бензин с заводов, чтобы затем перепродать его владельцам АЗС с наценкой, вторые дают прогнозы по росту цен и пугают рынок дефицитом топлива, нагнетая избыточный спрос на бирже, объясняют собеседники.

- Региональные владельцы АЗС на фоне слухов о возможной остановке Ачинского НПЗ на длительный ремонт после пожара были вынуждены дополнительно обеспечить себе страховой запас топлива, стремясь заполнить собственные мощности по хранению на 100%. Хотя объективной нужды в этом не было: запасы топлива в Красноярском крае и сопредельных регионах есть. Да и при полной загрузке завод производил всего 100 тыс. т бензина в месяц, что не является критичным объемом в масштабе всей России (в среднем в России производится 3,2-3,3 млн т бензина в месяц. - "Известия"). Однако нефтяники не смогли оперативно удовлетворить внеплановые заявки своих мелкооптовых клиентов. Таким образом, образовался дополнительный страховой спрос, в результате чего биржевые цены в июне и в первую неделю июля выросли в среднем на 2,2 тыс. рублей за тонну, - сказал один из собеседников "Известий".

По словам официального представителя "Роснефти", ключевым приоритетом компании является бесперебойное обеспечение потребителей качественными нефтепродуктами:

- Слишком низкое ценовое предложение по сравнению с другими игроками приведет к вымыванию продукта с рынка и, как следствие, создаст реальную угрозу дефицита товара. В то же время "Роснефть" хорошо осознает свою социальную ответственность как ведущего поставщика нефтепродуктов населению. Поэтому она не допускает чувствительных колебаний цен на топливо, действуя при этом, естественно, с оглядкой на рыночную конъюнктуру. Компания постоянно следит за ситуацией с целью предотвращения дефицита и резких скачков цен.