ФАС - на коммунальные тарифы

О громких делах и планах антимонопольной службы

Из кабинета вышли понурые, расстроенные люди: «Всё-таки штраф! Тридцать тысяч…» Следующая – я. Хорошо, что всего лишь по поводу интервью!

Антимонопольную службу в республике слышно и видно, а значит, есть резон поговорить о заметных, громких делах. Руководитель Ксения Александровна Лебедева – всегда «за».

- У вас что ни день, то «война» - кто кого переспорит, переубедит, приведёт больше доказательств собственной правоты. При этом чтобы читателям сразу всё стало понятно, для вынесения решений отведено всего пять дней. Вникай, разбирайся, думай… и стреляй, выноси решение!

- Объем работы у нас действительно очень большой. Тот, кто не согласен с решением, может обжаловать его в суде. Мы принимаем грамотные и обоснованные решения, поэтому случаи, когда судебные инстанции отменяют их, - единичны.

- Тогда интересно узнать о наиболее резонансных делах. К примеру, вы занимались проблемой так называемого перетопа – когда от духоты и поистине тропической температуры люди вынуждены были распахивать окна квартир, «отапливать» улицу. Причём за собственный счёт – услугу по усиленному отоплению приходилось оплачивать.

- Тема стала актуальной с 2015 года. Люди били в колокола, обращались по инстанциям, писали заявления, а в ответ,  получали отговорки да отписки, которые ничего не меняли. В прошлом году мы вынесли решение в отношении теплоснабжающих организаций Абакана, суть которого в том, чтобы вернуть людям деньги за лишние гигакалории. Было очень сложное дело, гордимся, что разобрались и кому-то помогли.

- Хотя, казалось бы, чего сложного!

- Во-первых, когда начали это решение рассматривать, у антимонопольной службы изменились полномочия. Мы сейчас не работаем с гражданами, а все заявления и жалобы о том, что в квартирах жарко, поступали именно от частных лиц: «Мы спим с открытым балконом, зачем топить улицу?» Однако за дело взялись, поскольку число обращений грозило превратиться в лавину. Были звонки и из некоторых районов Черногорска. Так что, несмотря на изменившиеся полномочия, мы посчитали, что в данном случае затрагиваются интересы неограниченного круга лиц, и довели дело до логического завершения.

- Интересны подробности.

- Главный вопрос, на который предстояло дать ответ, был о том, почему управляющие компании, а мы, как жители, им доверяем, в этой части сняли с себя ответственность, не занимались вопросом, хотя это их прямая обязанность – мы ведь платим за квалифицированное, качественное управление домами. Представители УК, как минимум, должны снимать показания, сверять график температуры наружного воздуха с температурой подачи, «обратки» в трубопроводе. Если бы было зафиксировано превышение температурного режима (на улице тепло, а котельная жарит, как в мороз), за это можно было применить санкции. Они, как правило, предусмотрены в заключённых между жителями и теплоснабжающими организациями договорах. А на нет и суда нет!

- Как удалось сдвинуть «воз» с мёртвой точки?

- Абаканская управляющая компания ЖЭУ-2 выступила в защиту интересов своих жильцов, по ее заявлению мы и работали. Изучив физические показатели работы котельной, выяснили, что проблема была не только в температурном режиме, но и в объёме подающего трубопровода (в неотрегулированном гидравлическом режиме). В итоге по объёмам в два раза больше передали тепла, нежели было необходимо, это нарушение антимонопольного законодательства.

Теплоснабжающие организации активно сопротивлялись, не соглашались с выдвинутыми претензиями. То тянули с предоставлением документов, то заявляли кучу ходатайств. Потом долго знакомились с материалами дела. Тем не менее, решение вынесено, сейчас оно в арбитражном суде – обжалуется. Хочется верить, что выиграем, и это поможет всем жителям, которые переплатили и чьи УК зафиксировали переплату. Остальные, кто этого не делал, не смогут получить деньги обратно.

- Вы рассматривали и «дело о сорока рублях», когда Хакасский муниципальный банк за налоговые платежи удерживал по 40 рублей с квитанции.

- Мы выдали предупреждение о недопустимости таких сборов – банк его исполнил. Однако в суде сейчас наблюдаем активное сопротивление, представители банка утверждают, что не виноваты, плату, мол, брали не мы, а билинговый центр, с которым был заключён договор.

- Всяк норовит другого перехитрить…

- Вот и перевозчики, обслуживающие автобусные маршруты, пытаются делать красивые «па» при плохой игре. Рассмотрено дело в отношении черногорских владельцев автобусного автопарка. В 2016-м они дружно подняли цену за проезд с 15 до 17 рублей. Объясняясь с нашими специалистами, приводят доводы о том, что имеют карту маршрута, в которой написано: «нерегулируемые пассажирские перевозки». Исходя из этого считают, что вправе устанавливать за проезд цену, какая вздумается.

- А на самом деле?

- Они не правы, поскольку закон говорит, что можно поднимать цену не только когда у вас в наличии карта маршрута, но и свидетельство на право перевозки пассажиров. То есть такую возможность дают два документа.

Кроме того, нашей службой в 2005-м году было принято решение, чтобы конкуренция была не только между перевозчиками, в принципе, но и на каждом маршруте. Чтобы человек мог, к примеру, поехать на пару минут позже, но выбрать автобус лучше, комфортнее. В результате проводились торги на выходы. Однако закон поменялся, и теперь он говорит, что на одном маршруте… не может быть конкуренции.

Вообще, закон о перевозчиках сложный и не очень хороший.

- Но у вас есть право законодательной инициативы!

- Которым пользуемся, готовим поправки. Только вот иной раз мощное лобби не позволяет эту машину сдвинуть с места. Но мы не оставляем надежды, поскольку речь о нормах, перечёркивающих принципы конкуренции. Ведь, в частности, позволяется заключать соглашения между конкурентами (есть право заключения договора простого товарищества между участниками, которые ездят на одном маршруте). По сути, законодатель, в самом деле, разрешил договориться конкурентам! Понятно, как они будут договариваться. Поэтому мы готовы отстаивать свои поправки.

- Поговорим о закупках. Со стороны обывателя, эта процедура была придумана, чтобы всё необходимое приобреталось на конкурентной основе, законно и чётко. Ан нет! Видим, что находятся лазейки, что как-то всё усложнилось. Через вас прошло множество дел о закупках. Каковы впечатления?

- Вы правы, на этом фронте жизнь усложнилась. В первую очередь труднее стало заказчикам. Закон непростой, описывающий массу процедурных моментов, возлагающий большую ответственность за нарушения. Главврач абаканской детской больницы должен был по контракту принять один товар, а принял другой. Заплатил штраф 20 тысяч рублей. В то же время закон всё-таки прогрессивный. Информация в открытом доступе, любой может прийти на торги, а не знакомые, как бывало прежде. К тому же, предусмотрены серьёзные преимущества для малого бизнеса. К примеру, «маленькие» могут поставить цену на товар на 15 процентов выше конкурентов, и стать победителями торгов. Кроме того, заказчик обязан не менее 20% бюджета, направленного на закупки, использовать на приобретение товаров именно у представителей малого, среднего бизнеса.

- По бросовой, самой низкой цене не всегда удавалось приобрести хорошее. Цена – не единственный критерий для приобретения качественных товаров или услуг, однако именно она выступала главным доводом победителей.

- Но заказчик в документах указывает, что ему нужно хорошее, качественное! Кто мешает должным образом проверять, что тебе продают или какого качества услуги оказывают?

Впрочем, соглашусь, есть масса разных «но» в процедуре закупок. В частности, мы ограничены рамками бюджетного финансового года. Как правило, в конце года отпускаются средства, которые нужно непременно освоить, а если не получится, в следующем году денег вообще не дадут. Практика, которая во многих случаях выглядит порочной. Кстати, из-за этого кое-где асфальт кладут зимой – когда деньги дали…

Когда принимали поправки к закону, был взят курс на качество, поэтому теперь есть право заказчика подробно  описывать характеристики поставляемого товара и обосновывать свою потребность.  Вроде бы хорошее дело! Но это мгновенно спровоцировало волну новых нарушений. Потому что заказчики, имея определённый интерес, выдают такие характеристики, скажем, медоборудования, которые явно указывают путь к определённому производителю. Отбиваем атаки, доказываем, какие требования существенные, а какие – нет, и ведут к ограничению конкуренции.

К примеру, нужен был абаканскому роддому анализатор крови. Мы обратили внимание, что к заявленным характеристикам подходит лишь один производитель, посчитали, что это ограничение конкуренции, признали действия заказчика незаконными.

- К сожалению, бывают случаи, когда поставщики, договорившись с заказчиками, выходят на торги и не торгуются – «за кулисами» барыши распределены. На слуху – и громкое дело о закупках лекарств, по которому задержаны высокопоставленные чиновники Правительства Хакасии.

- В данном случае правоохранительными органами компетентно были проведены оперативно-розыскные мероприятия, в настоящее время суд анализирует договорённость между заказчиками, медучреждениями и поставщиками – что была завышена цена лекарств и при участии в торгах кто-то не являлся. Замечу: в 80-ти регионах России обнаружен сговор на фармацевическом рынке! Корни уходят глубоко.

Что до наших функций - мы работаем с  документами, анализируем лишь их, это несколько иное направление, чем у других служб. В 2014-м году было возбуждено дело по сговору о закупках лекарств, когда  фигурировала Ресфармация. Столько времени прошло – и вот новый сговор, новый масштабный скандал о том же самом.

- Как говаривал царь Соломон, во многой мудрости много печали. Как спасаете коллектив от эмоционального выгорания?

- У нас слабаки не работают. Только профи, компетентные специалисты, которые очень ответственные и выносливые. Впрочем, у каждого есть слабость. Любим, когда за трудное завершённое дело кто-то из простых людей говорит искреннее «спасибо».

- Антимонопольная служба Хакасии, которой, кстати, исполнилось 25, работает не в изоляции, вы постоянно взаимодействуете с коллегами со всей страны. Периодически собираетесь, чтобы «сверить часы». Что сегодня главное на повестке дня?

- В первую очередь будем обращать внимание на картельные соглашения (между конкурентами) при закупках лекарств, компьютерной техники, при заказах на строительные работы.

Кроме того, предстоит заниматься тарифами. Хотя в этом плане наш статус в субъектах не определён. Мы пока только контролируем, можем что-то посоветовать. Однако есть посыл к тому, что должны разбираться в тарифах лучше, чем тарифные органы.

- В республике предприниматели то и дело поднимают острую проблему электротарифов. Они у нас не самые «ядрёные» в сравнении с другими регионами страны, однако способны ещё как свалить с ног тех самых «маленьких» предпринимателей, о которых кто только ни беспокоится! Вот и черногорские производители говорят об этом в полный голос. На ваш взгляд, вопрос решить можно?

- Можно! Наша служба теперь занимается реформированием положений о тарифообразовании, мы полностью переписываем законодательство в этой сфере. Позиция службы – сейчас нельзя при формировании тарифа идти от затрат, это неправильно, поскольку ведёт только к увеличению цены. Специалисты УФАС считают, что за идеал нужно взять универсальную, идеальную невысокую цену, и стремиться к ней.

- Экономить?

- Да, и приближаться к идеалу. Надеемся, что всё-таки будет снижение цены, хотелось бы в это верить.

- В мудрёных формулах предстоит разбираться, чьи-то аппетиты корректировать?

- Конечно. Хотя проблема шире – в частности, в том, что нет надлежащего контроля над исполнением инвестпрограмм, которые заложены в тарифах. Как они выполняются? А это основные затраты, поэтому есть над чем работать.

- Желаем удачи! Насчёт электротарифов никто в последнее время, кроме вас, оптимистично не высказывался. Будем с надеждой ждать результатов. Кстати, как удаётся разбираться то с лекарствами, то со стройками, то с тарифами? Это ж отдельные темы, которые хоть всю жизнь изучай!

- Не скажу, что просто. Опираемся на законы, помогает опыт и желание «докопаться» до истины.

Марина КРЕМЛЯКОВА. «ЧР» №37 от 16 мая 2017 г.