Антимонопольщики Хакасии: от контроля к предупреждению

«Нас замучили проверки», – жалуются предприниматели. «А как без них, если у вас нарушения?», – парируют контролирующие ведомства.

В текущем году основными направлениями контрольно-надзорной реформы станет устранение избыточных и устаревших требований. О них – наш разговор с ведущим специалистом антимонопольной службы Хакасии Ольгой Маровой.

 

Ольга Олеговна, не так давно вы были на сессии, посвященной этой реформе. Зачем изобретать велосипед, когда можно отменить на 90 процентов вот эти надзорные и контрольные мероприятия. Что нового, полезного рассказали на сессии?

– Да, в Москве прошла проектно-аналитическая сессия кадрового актива реформы контрольно-надзорной деятельности. Это, своего рода, пилотный проект, в котором принимают участие 12 контрольно-надзорных органов, среди которых налоговая, МЧС, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и, конечно, Федеральная антимонопольная служба России. Цели реформы глобальные, их необходимо реализовать до 2025 года: снизить количество вреда по тем рискам, которые контролирует государство (в два раза), в нашем случае это ущерб, наносимый конкуренции. Также сократить административное давление на бизнес в два раза – это на 50% число плановых проверок хозяйствующих субъектов. В общем, построить эффективную систему государственного контроля и надзора.

Реформа контрольно-надзорной деятельности это переход от «палочной» системы к партнерской, от выявления случившихся нарушений к их профилактике. При этом такая система не означает отказа от репрессивных функций. Иначе зачем тогда нужны контрольно-надзорные органы?

Не соглашусь с вами, что, если убрать 90 процентов всех плановых проверок, все изменится в лучшую сторону. Проверки нужны, но они должны быть обдуманными и эффективными.

Чтобы внедрить в жизнь поставленные задачи, кадровый актив реформы разрабатывал управленческие инициативы, которые в течение этого года необходимо внедрить в своем регионе.

– И что вы предлагаете сделать для снижения нагрузки на бизнес?

– Во-первых, предлагается создать перечень обязательных требований для поднадзорных субъектов в доступной, понятной и компактной форме. На московской сессии одним из выступающих был министр открытого правительства Михаил Абызов. Он привел следующий пример: начинающий предприниматель пожаловался – объем требований, которые ему необходимо соблюдать – это огромные тома, папки, размером от пола в высоту метра полтора, если не больше. Прочитать сложно, а выполнить – тем более. Для решения этой проблемы, в частности, участники кадрового актива предложили создать бизнес-навигатор. Нужно один раз заполнить данные о себе, как хозяйствующем субъекте (виды деятельности), затем система сама определит перечень тех обязательных требований, которые тебе, как участнику рынка, нужно соблюсти.

– Ваше отношение к проверкам?

– Плановые проверки, безусловно, нужны. Но, как я уже сказала, такие проверки должны быть обдуманными и эффективными. Нужно найти баланс: с одной стороны, не «кошмарить» бизнес, а с другой стороны, проверять там, где высокая вероятность причинения вреда.

– Как соотносятся качество и безопасность товаров, а также услуг для потребителей при том, что контроль за деятельностью предпринимателей будет практически отсутствовать?

– Вопросы качества и безопасности товаров – это полномочия Роспотребнадзора, а не антимонопольной службы. Но могу сказать, что хуже точно не будет. Риск-ориентированный подход как раз направлен на усиление контроля за наиболее опасными производствами. Не нужно забывать также о возможности внеплановых проверок. Поступила жалоба – идем на проверку, независимо от категории риска. Выявили нарушение – уделяем более пристальное внимание подконтрольным субъектам.

– Что такое риск-ориентированный подход?

– Это проверки, направленные на предприятия с наибольшей степенью риска причинения вреда. Предприятия с низким уровнем риска освобождаются от проверок.

– И сразу возникает вопрос: как определить риск?

– Нужно оценить, насколько высока вероятность того, что произойдет какое-либо негативное происшествие. И второе: отрицательное воздействие этого происшествия. Проблема, которая здесь существует: количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорных органов по их проверке. Решение найдено: внимание проверяющих органов будет сконцентрировано на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжелым последствиям. Принципы риск-ориентированного подхода: масштабы бизнеса не определяют уровень

угрозы, типа – если предприятие большое, инспектор пойдет его проверять, если маленькое – идти незачем или наоборот: это неправильный подход. Категория риска динамично изменяется: добросовестное поведение подконтрольных субъектов поощряется. И, наконец, фокус проверок будет «заточен» на возможных последствиях несоблюдения обязательных требований, а не на факте их нарушения. Это значит, нужно подумать: что будет, если обязательные требования не соблюдены, и к каким последствиям это приведет.

– Какие плюсы жителям Хакасии от внедрения этой реформы?

– Реформа контрольно-надзорной деятельности начала активно внедряться с 2017 года. Сроки ее реализации – до 2025 года. Жители Хакасии – это в том числе предприниматели, директора организаций. Поэтому плюсы здесь очевидны: прозрачный и понятный контроль для подконтрольных субъектов – обязательные требования должны быть систематизированы, доступны на сайте ведомства. Это снижение затрат для бизнеса – профилактика нарушений через предостережения и предупреждения, дистанционное взаимодействие с органом контроля и подконтрольного лица. Также снижение затрат для государства – автоматизация процессов деятельности органа контроля. А выпускники вузов будут стремиться поступить на госслужбу в контрольно-надзорные органы, поскольку качество кадровой политики повысится.

АДИ 19 " Антимонопольщики Хакасии: от контроля к предупреждению "