Цены на горючее – на особом контроле антимонопольной службы Хакасии

Цены на автозаправках Хакасии – в добрый час будет сказано: замерли. И это после того, как  два последних весенних месяца росли  в геометрической прогрессии. В целом за это время горючее подорожало на три с лишним рубля! 

Кроме водителей, о том, как росла цена, знает антимонопольная служба Хакасии, которая  проводит еженедельный мониторинг стоимости нефтепродуктов и держит ситуацию на контроле. Руководитель Хакасского УФАС России Ксения ЛЕБЕДЕВА отметила следующее:

Рост цен на оптовом рынке начался с начала марта. Еженедельно мы отмечали возросшую закупочную цену на тысячу, а то и больше рублей за тонну горючего. Как показывают данные с 1 марта по 7 июня, цена повышалась 13 раз. В среднем на оптовом рынке  за три месяца рост составил 20 -22 процента. Следует отметить, что ближайший поставщик бензина в Хакасию – Ачинский нефтеперерабатывающий завод. И основные затраты при поставке топлива в нашу республику – это транспортные расходы. На розничном рынке резкий скачок стоимости на ГСМ начался с апреля, и он составил порядка 6 – 7 процентов. 

– То есть нарушений нет?

Анализируя полученные данные, сегодня мы не видим признаков нарушения антимонопольного законодательства. При малейшем подозрении требуем представить  документы: на основании чего сложилась стоимость тонны горючего на оптовом рынке и литра на розничном.

– Из каких слагаемых складывается цена на бензин?

Цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции. На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты.

– Главный вопрос: почему так резко выросли цены?

По мнению ФАС России, факторами, которые оказывают влияние на формирование цен на моторное топливо, являются: сезонный спрос на нефтепродукты; профилактика и плановые ремонты российских нефтеперерабатывающих заводов. Сюда же следует приплюсовать условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов в адрес независимых хозяйствующих субъектов. Кроме того,  и такой фактор как недостаток свободных емкостей для накопления запасов создание резервов. Если всё вышеперечисленное не ново, то в этом году столкнулись с ростом мировых цен, недостаточностью предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах, ростом налоговой нагрузки. И цены опередили темпы инфляции.

– Есть ли выход из создавшегося положения?

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предложил снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акцизов, привязанной к конъюнктуре цен на нефть и нефтепродукты.

По видам продукции акцизы могут быть дифференцированными. Например, варьируя разрыв в пошлинах на бензин и на дизельное топливо, на авиакеросин стимулировать выпуск одних (более дефицитных продуктов)

и не стимулировать выпуск продуктов, имеющих избыточное предложение.

Этот механизм установления налоговых ставок акцизов позволит: оптимизировать уровень налоговой нагрузки на нефтяной сектор в период значительных колебаний цен на нефть и на автомобильное топливо

на мировых рынках. Также не допустит необоснованного роста цен при поставках автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок и обеспечит транспортную доступность населения нашей страны на уровне мировых показателей.

В случае выявления наличия признаков нарушения законодательства, будут приниматься меры антимонопольного реагирования.